Как и при открытии "Макдональдса" на Пушкинской,
символическая и политическая ценность его закрытия неизмеримо больше
питательной, комментируют СМИ гонения "Роспотребнадзора" на знаменитый
фастфуд. Чиновники взялись защищать святые границы Отечества от
гамбургеров и колы, замахнувшись на символ США, но ударили по российской
компании, замечают журналисты.
В четверг двери московского "Макдональдса" на Пушкинской площади оказались заперты, повествует корреспондент The New York Times
Дэвид М.Хершенхорн. Официальная причина закрытия - "многочисленные
нарушения санитарного законодательства", но несостоявшиеся посетители в
это не верят.
У "Макдональдса" 437 ресторанов в России, где
работают более 37 тыс. человек, 85% продуктов поставляется туда
российскими поставщиками, а в 2011 году компания получила премию как
лучший работодатель России. И все же "в понимании Кремля бигмак - более
американский продукт, чем яблочный пирог, который россияне иногда
называют "шарлотка" и считают не более американским, чем Ангелу
Меркель", говорится в статье.
Журналист приводит мнение о закрытии
"Макдональдсов" аналитика лондонского Standard Bank Тимоти Эша: "Не
очень умно, если учесть, что значительная доля сырья поставляется с
местных ферм Москвы и окрестностей".
"Точно так же политические аналитики
предостерегали, что поддержка вооруженного мятежа сепаратистов прямо у
российской границы, на Восточной Украине, возможно, не отвечает
интересам России. Но, похоже, событиями движут более масштабные
геополитические императивы, сколько бы москвичи ни признавались в
симпатии к "Макдональдсу", - заключает Хершенхорн.
После закрытия "Макдональдса" на Пушкинской площади в Москве восстановился старый режим, пишет The Times,
хотя для буржуазии теперь напротив есть ресторан "Пушкин", куда ходят
олигархи, а также экспаты со средствами на представительские расходы.
Россиянам есть где утолить голод и без тех
четырех "Макдональдсов", которые пали жертвой продовольственной войны
Путина с Западом, признает корреспондент, перечисляя несколько
российских сетей быстрого питания. Российская индустрия фастфуда
переняла все уловки американской: в залах чисто, обслуживание
пристойное, еда съедобная, сотрудники умеют улыбаться, говорится в
статье.
62% потребителей не огорчатся, если
"Макдональдс" вообще уйдет из России. Газета прогнозирует: "Этот процент
наверняка уменьшится, если ослабеет злоба из-за Украины. Тогда вопрос
будет в том, сможет ли сеть "Теремок" добиться успеха в Нью-Йорке".
Если закрытие "Роспотребнадзором" нескольких
ресторанов "Макдональдс" - действительно политический шаг, то Россия,
возможно, сама себе вредит, накладывая санкции на успешную российскую
компанию, чьи связи с США незначительны, пишет The Christian Science Monitor.
"Согласно открытым источникам и заявлениям сотрудников, "Макдональдс в
России" - самостоятельная, зарегистрированная в России компания, которая
лишь номинально является частью глобальной сети "Макдональдс", -
поясняет журналист Фред Уэйр. Она была основана канадским
предпринимателем Джорджем Кохоном и сделалась одной из самых успешных в
российской бизнес-среде.
"Все наши сотрудники - россияне. Ни один экспат
здесь не работает", - говорит официальный представитель "Макдональдс в
России" Оксана Белойчук. - Более 85% нашей продукции изготавливается из
отечественного сырья, снабжением "Макдональдсов" по всей стране
занимается 160 российских компаний.
До последнего времени "Макдональдсу" удавалось
избегать серьезных политических конфликтов в России. Но в марте им
возмутились правые депутаты, когда "сестринская компания" McDonald's
Ukraine Ltd. решила закрыть три своих ресторана в Крыму.
"Вокруг нас полно опасностей для здоровья, в том
числе в чисто российских продуктах, - комментирует Дмитрий Орешкин,
глава консалтинговой фирмы Mercator Group, - но сейчас они [чиновники -
Ред.] взялись защищать святые границы Отечества от гамбургеров, колы и
прочего "влияния загнивающего Запада".
В "Макдональдсе" уже заявили, что компания
проверит жалобы "Роспотребнадзора" и примет все меры для того, чтобы
закрытые филиалы возобновили работу в кратчайшие сроки, пишет немецкий
таблоид Bild. Главным приоритетом компании, говорится на веб-сайте предприятия, станет "предоставление качественной и безопасной продукции".
"Однако, скорее всего, российские власти хотят
вовсе не этого, - продолжает издание. - После ухудшения отношений между
Россией и западными странами в связи с ситуацией на Украине Москва
запретила импорт продуктов питания из стран, являющихся бельмом у нее на
глазу". Поначалу власти не трогали "Макдональдс", поскольку практически
все ингредиенты для его изделий закупались у российских поставщиков, но
"Роспотребнадзор" выявил, что котлеты для гамбургеров имеют
американское происхождение.
Кроме того, "Макдональдс" попал в поле зрения
правительства из-за того, что закрыл филиалы в Крыму после присоединения
полуострова к России.
Между тем проверки не коснулись давнего
конкурента "Макдональдса" - сети фастфуда Burger King, которая
наполовину принадлежит российскому государственному банку ВТБ, добавляет
Bild.
"Их до сих пор можно обнаружить во многих
российских домах: пластиковые стаканчики, оставшиеся от первого
посещения "Макдональдса", некоторые десятилетиями хранят как память об
историческом моменте, изменившем мир, - пишет в Süddeutsche Zeitung Юлиан Ханс. - Владельцы дорожат ими, как немцы - осколками Берлинской стены".
Чтобы выйти на советский рынок, "Макдональдсу"
пришлось прибегнуть к хитрости: канадское подразделение этого гиганта
организовало совместное предприятие с властями Москвы, то есть формально
первый в СССР ресторан быстрого питания был государственным
предприятием, рассказывает журналист.
Вспоминая об открытии "Макдональдса" на
Пушкинской, Юлиан Ханс пишет: "Чтобы впервые попробовать на вкус Запад,
так долго существовавший лишь в рассказах и фантазиях, приходилось
выстаивать в очереди по три часа и больше. Что такое очереди, люди,
жившие в условиях дефицита, знали, но эта очередь превзошла все,
когда-либо виденные".
"Гамбургер стоил рубль пятьдесят, то есть как
половина проездного на автобус в столице - это примерно сотая часть
среднестатистического заработка советского человека тех времен", -
говорится в статье. И это было "демократичное" место - зайти туда мог
кто угодно. В Советском Союзе ресторанов было мало, в них ходили только
по особым случаям, а взять с собой детей было немыслимо.
Несмотря на заверения "Роспотребнадзора", что
"Макдональдсы" закрыли лишь временно, "ни у кого нет сомнений, что это
означает", заключает Ханс: "Как и при открытии, символическая и
политическая ценность этого события неизмеримо больше питательной".
Комментариев нет:
Отправить комментарий