В США в 1920-50-е годы трудились ведущими инженерами, конструкторами и технологами в авиапромышленности более ста русских эмигрантов. Среди них самый известный - конструктор Игорь Сикорский. В 1930 году он дал прогноз, как будет выглядеть авиация в 1980 году. Он верно предсказал появление больших, широкофюзеляжных самолётов, авиамаршруты через Северный полюс. Ещё один прогноз Сикорского - главенство тоталитаризма до конца ХХ века. Тоталитаризм сменится Всемирным правительством и обществом всеобщего блага. "Однако забота правящих кругов о населении неизбежно примет вид заботы фермера о своём скоте", - заключал Сикорский.
Игорь Сикорский начал свою деятельность как авиаконструктор ещё в царской России, собирая самолёты в основном из импортных деталей. Осенью 1917 года он понял, что Россия надолго погрузилась во тьму и эмигрировал во Францию. Там ещё весь 1918 год продолжалась Первая мировая и Сикорский поступил работать во французскую авиацию. С окончанием войны он снова принял мудрое решение, что его талант будет наиболее востребован в США - стране, которая вкладывала огромные деньги в технику, в том числе и в авиацию.
Русские американцы резко контрастировали с европейской русской эмиграцией. Способные техники в Америке ещё до начала 1930-х сделали хорошую карьеру. Кроме Сикорского, который стал долларовым миллионером в конце 1920-х, в США признания добилась целая плеяда русских авиаконструкторов.
Например, больших успехов добиласьа фирма "Северский Эркрафт Корпорейшн". Её создатель - Александр Николаевич Прокофьев-Северский. В 1915 году в одном из боевых вылетов над Рижским заливом в его самолёт попал снаряд - молодому пилоту взрывом оторвало ногу ниже колена. В 1918-м он эмигрировал в США, где вскоре стал владельцем авиационной компании. Ему принадлежат многочисленные патенты в различных областях авиационной техники, включая автоматический бомбовый прицел, устройство для дозаправки в воздухе, свободнонесущее крыло с работающей обшивкой, зависающие щелевые закрылки и др. Мировая известность к нему пришла в 1930-е годы, когда на построенных Северским лёгких самолетах был установлен ряд мировых рекордов скорости и дальности полета. Затем последовали удачные истребители Р-35, Р-43 и другие, поступившие на вооружение армии США. Они поставлялись и в другие страны, в том числе и в СССР.
(Игорь Сикорский на вертолёте Vought-Sikorsky 300 в 1940 году)
В 1939 году Северский покинул фирму, и его дело продолжил ближайший сподвижник, также бывший русский офицер Александр Михайлович Картвелов, главный конструктор фирмы. Под его руководством на базе Р-43 фирмой был создан один из лучших истребителей второй мировой войны Р-47 "Тендерболт", поставлявшийся, кстати, по ленд-лизу и в СССР.
Если фирма Сикорского дала Америке ряд удачных пассажирских машин, а также одни из лучших вертолётов в мире, а Северского - прекрасные истребители, то компания Струкова положила начало военно-транспортной авиации США. К концу войны в связи с предстоящими высадками американских войск в Европу и на острова Тихого океана армии понадобились десантные планеры. За решение этой задачи взялся русский эмигрант, выпускник Киевского университета, капитан царской армии Михаил Струков. В 1943 году им была создана фирма "Чейз Эркрафт Ко", переименованная спустя десять лет в "Струкоф Эркрафт Ко". Для работы на фирме Струков привлек ряд русских эмигрантов, в том числе бывшего заместителя главного конструктора фирмы Северского - Михаила Грегора. Фирмой Струкова были созданы тяжелые десантные планеры XCG-14, -14А, -18, -20. Два последних могли использоваться и как транспортные самолёты.
Большой вклад внесли российские конструкторы в развитие морской авиации США. На фирме "Консолидейтед" работали Ф.Калиш и А.Сатик, на "Мартине" - В.Гарцев (ранее сотрудник Сикорского), М.Ваттер (ученик Н.Жуковского) и А.Петров. Калиш, кстати, был командирован в СССР и руководил налаживанием производства "Каталин" на Таганрогском заводе. Петров был ведущим инженером по созданию специально для Советского Союза летающих лодок М-156, которые потом использовались на линии Владивосток - Петропавловск-Камчатский. Впоследствии Петров входил в директорский совет фирмы "Цессна".
Всего же в США трудились ведущими инженерами, конструкторами и технологами в авиапромышленности более ста русских эмигрантов.
(Игорь Сикорский, его вертолёт Sikorsky S-51 и Lincoln Zephyr)
В январе 1930 года газета "Нью-Йорк телеграм" взяла интервью у 12 "наиболее мыслящих жителей города". В число этой дюжины попал и Игорь Сикорский. В интервью они рассказывали, как будет выглядеть будущее через 50 лет, т.е. в 1980 году. Вот ответ Сикорского (цитируется по книге Г.Катышева и В.Михеева "Крылья Сикорского" - Воениздат, 1992 год):
"Авиаконструктор верит в то, что скорость самолёта может достигнуть 800 миль в час (примерно 1300 км/ч - БТ), он предсказывает, что воздушные атлантические лайнеры будут пересекать океан за 5 часов. Сикорский, который в 24 года построил первый в мире многомоторный самолёт, а в 25 лет создавал бомбардировщики для царской армии, не разделяет сомнений других авторов этой серии интервью в том, что Нью-Йорк через пятьдесят лет займёт исключительное место в мире.
Русский инженер - теперь он американский гражданин - видит в Нью-Йорке 1980 года прежде всего аэропорт континентального значения: совершенно так же, как выгодное географическое положение делает его важным морским портом, уникальное расположение Нью-Йорка позволит ему быть в центре мировых авиалиний. Комфортабельные лайнеры будут стартовать из Чикаго на Берлин и Москву через Северный полюс. И совершенно так же они будут взлетать с берегов Гудзона и ближайших аэропортов. Нью-Йорк будет по-прежнему ближе к Лондону и Парижу.
Аэропланы, значительно большие, чем те, которые производились в 1930 году, станут совершеннее во всех смыслах и, используя новые типы двигателей и новое топливо, отличающееся от бензина, достигнут новых высот; вертолёты будут обеспечивать местные линии, и, по всей видимости, каждый человек сможет (позволить себе) перемещаться по воздуху.
- Чрезвычайно большие летающие корабли размером с морского Левиафана, без сомнения, могут быть построены, - говорит Сикорский, - но не думаю, чтобы такие большие воздушные корабли использовались. Напротив, в авиатранспорте будут использоваться суда вполне рациональных размеров.
- Эти сравнительно умеренные по размерам воздушные суда будут обеспечивать рейсы через более короткие интервалы, отправляясь в полёт, скажем, в Европу, каждый час; два или три раза в день в направлении Дальнего Востока; один или два раза в день со Среднего Запада США в Сибирь или Индию через Северный полюс.
Именно такой путь представляется более приемлемым для пассажирского авиационного транспорта, чем использование отдельных гигантских самолетов.
Сикорский предвидит осуществление давних надежд создания специальных герметизированных воздушных судов с искусственной атмосферой. Полёт в стратосфере со скоростью от 500 до 800 миль в час будет возможен без какого-нибудь дискомфорта, полагает Сикорский.
Авиация, как чрезвычайно сильный инструмент в руках человека, увеличит ответственность человечества, так как она может быть использована с одинаковым успехом как для развития цивилизации и дружбы между народами, так и для всеобщего уничтожения человечества".
Чуть позже Сикорский дал прогноз (в своей книге "Незримая борьба", 1947 год), что на несколько десятилетий вперёд одной из главных управленческих схем в мире станет тоталитаризм. Он писал:
"Большая часть человечества не желает глобально-тоталитарной тирании в качестве формы власти в мировом государстве. То, чего они хотят и ожидают - это филантропическое и либеральное содружество миролюбивых наций, которые предотвратят войну и будут делать всё ради всеобщего блага. Однако господствующие в мире идеологии и, следовательно, направляемый ими ход событий не оставляют надежды на такой результат.
Уже стало возможным определить главные принципы, обеспечивающие возникновение и развитие сверхоталитарного мирового господства. Первым из них будет "хлеб"; однако хлеб не как помощь страдающим от лишений людям, но главным образом как универсальный контроль над всеобщими жизненными потребностями, как средство предельного физического запугивания и принуждения.
Вторым принципом станет обожествление личностей вождей. С ходом времени будут запрещены любые формы критики, и последующая углублённая пропаганда создаст ореол святости вокруг почти сверхчеловеческих авторитета и мощи вождей.
Третий принцип - неограниченное использование обмана, принуждения и насилия в беспрецедентном масштабе, что означает полное моральное падение. Это общее направление движения нашей цивилизации сегодня.
Тоталитаризм в конце концов будет побеждён. Начнётся претворение в жизнь грандиозных и в высшей степени амбициозных проектов по полной перестройке и объединению экономической жизни, орошению и заселению пустынь, воздвижению невероятно мощных станций выработки энергии, индустриализации всего сельского хозяйства и объединения отдельных хозяйств в контролируемые правительством огромные концерны, объединения под строгим контролем всех образовательных учреждений, средств массовой информации и т.д. Эти великолепные и смелые проекты, возвратившие людям надежду на всеобщее благосостояние и светлое будущее, будут вдохновлять как правящие классы, так и воображение многих миллионов рабочих людей.
Чтобы работа над осуществлением этих проектов была грамотной и эффективной, правительство утвердит ряд правил и законов по насаждению этики и здравомыслия. Это покажет заинтересованность правительства в здоровье и порядочности населения. Однако забота правящих кругов о населении неизбежно примет вид заботы фермера о своём скоте".
Комментариев нет:
Отправить комментарий