Мэри Шелли снился бледный студент, стоящий на коленях рядом с трупом, который внезапно возвращался к жизни. Полу Маккартни приснилась мелодия Yesterday. Кошмары Джеймса Кэмерона вдохновили его на «Терминатора».
В снах привычное смешано со странным, и распутыванием этого клубка люди занимаются с незапамятных времён. Окончательное решение вопроса ещё очень далеко. Открытия, сделанные Зигмундом Фрейдом, одними признаются истиной в последней инстанции, а другими нещадно оспариваются. Тем не менее, несмотря на всю неопределённость этого предмета, нейрофизиологи и психологи добились больших успехов в понимании того, как мозг строит сны, а также факторов, влияющих на сновидение. По пути удалось обнаружить поразительный факт: технический прогресс постоянно меняет саму природу этого фундаментального человеческого переживания.
Очень часто бывает так: вы увидели яркий сон и проснулись под сильным впечатлением от него, но проходит несколько минут, и память о нём улетучивается вместе с остатками сонливости. Это настолько эфемерное состояние ума, что для его изучения приходится опрашивать людей сразу после пробуждения, а ещё лучше — укладывать их в лаборатории и будить среди ночи. Такие эксперименты показали, что наши сновидения, как правило, представляют собой немое кино — лишь около половины содержит обрывки звуков. Ещё реже мы наслаждаемся в снах едой или чувствуем влажную траву под ногами: в общем, вкус, обоняние и осязание обычно спят вместе с нами.
Что касается факторов, влияющих на сновидение, то наиболее чётких результатов здесь добились не психологи, а нейрофизиологи. Особый интерес представляет идея о том, что сон помогает цементировать наши воспоминания для последующего их извлечения. После первой фиксации впечатления в гиппокампе информация переводится на длительное хранение в кору головного мозга.
Некоторые специалисты подозревают, что фрагменты воспоминаний всплывают в снах как раз в момент передачи данных из одного департамента мозга в другой. Изучая дневники и сны участников экспериментов,
Очень редко в сон проникает целое воспоминание, обычно в сюжет сновидения встраиваются его кусочки. И по тому, какие именно фрагменты появляются сначала, а какие — потом, можно судить о работе памяти. Сравнивая дневники и сны, Патрик Макнамара из Северо-Центрального университета (США)
Цементируя память, синапсы одновременно создают ссылки на другие части вашей психической биографии, позволяя вам видеть связь между различными событиями. Поэтому в наших снах могут воскреснуть старые воспоминания. Возможно, именно с этим связан тот факт, что вам снится одно, а имеется в виду совсем другое. Вероятно, ту же природу имеет распространённое явление, когда объекты на глазах меняют форму и размер. Вот почему нам в каждом третьем случае снится то, что в реальной жизни невозможно.
Конечно, сны — это не только набор объектов. Подобно фильмам или романам, они рассказывают целые истории в самых разных стилях — от тривиальной или беспорядочной последовательности событий до возвышенных поэтических видений. Здесь, вероятно, ключевую роль играют эмоциональные факторы.
Г-н Хартман подозревает, что таким образом тоже отражаются процессы в памяти: эмоции ведь, как известно, решают, какие воспоминания следует сохранить и впоследствии вызвать. Возможно, яркий сон — признак того, что душевную травму очень трудно интегрировать в остальные факты автобиографии.
Насколько сны необходимы для памяти, можно ли обойтись без них? Ответа нет, ведь остаётся непознанным сам механизм образования сна. Почему, например, на форму и содержание существенным образом влияют телевизоры и компьютеры? В 1950-х годах сны большинства
Кроме того,
Если вас подобный опыт не привлекает, попробуйте прислушаться к советам
Подготовлено по материалам
| Текст: Дмитрий Целиков
Комментариев нет:
Отправить комментарий