пятница, 25 мая 2012 г.


Что грекам стоит сделать прежде всего

Экономический и политический кризис в Греции достиг такого масштаба, что у экспертов появились сомнения в будущем всей Еврозоны. Недавно в Афинах стали открываться бесплатные столовые: что это, как не очередной тревожный звоночек?
Какие приоритеты должно ставить перед собой правительство страны, оказавшейся на грани? Для России, которая зависит исключительно от торговли углеводородами, а потому в любой момент очутиться в ещё худшем положении, вопрос далеко не праздный.

Раздача бесплатных обедов в Афинах (фото <noindex><a target=_blank href=http://www.mirror.co.uk/news/world-news/a-nation-brought-to-its-knees-the-human-cost-823262>North Downs Picture Agency</a></noindex>).
Раздача бесплатных обедов в Афинах (фото North Downs Picture Agency).

«Очевидно, следует сосредоточиться на медицинских услугах, школах и пособиях, — полагает Дэвид Холл из Гринвичского университета (Великобритания). — Это залог выживания. Если этим не заняться, люди будут страдать самым очевидным образом». При чём тут образование? Ну как же, необходимо избежать снижения квалификации рабочей силы, из-за которого инвестиции и развитие новых отраслей промышленности окажутся под ещё бóльшим вопросом и кризис затянется.

Предоставление пособий по безработице, в свою очередь, предотвратит обнищание, к тому же бедняки тратят все свои средства на самые необходимые вещи, поэтому деньги быстро возвращаются в экономический оборот. А вот налоговые льготы дадут противоположный результат. Г-н Холл указывает на то, что в 2008 году менее трети средств, полученных компаниями в качестве налоговых льгот, вернулось в оборот, тогда как остальное было потрачено на погашение долгов.
К сожалению, система социального обеспечения Греции полностью поглощена пенсионным сектором, в результате чего безработных содержат родственники, отмечает Кевин Фезерстоун из Лондонской школы экономики. «Если бы можно было начать заново, то следовало бы поставить во главу угла пособия по безработице и попробовать сконцентрироваться на переходе к государству всеобщего благосостояния», — говорит эксперт.
Но для этого потребуется покончить с культурой кумовства и политического фаворитизма. «Греческое государство чрезвычайно неэффективно, оно отличается плохой координацией между министерствами, которые почти не стремятся понять, что следовало бы сделать приоритетом, и почти не обмениваются информацией на эту тему», — подчёркивает г-н Фезерстоун.
Правительство, которое будет сформировано после выборов 17 июня, сможет идти вперёд с оглядкой на чужой опыт. Например, в 2001 году после краха аргентинской экономики власти объявили дефолт по долгам и девальвацию валюты, после чего увеличили государственные расходы с 14% ВВП в 2003 году до 25% — в 2010-м. Средства пошли на строительство новых домов, модернизацию общественного транспорта и обеспечение минимальной заработной платы, пенсий и детских пособий. В тот период экономика росла на 6% в год, а в 2011 году рост достиг 8%.
Другой пример — Исландия. После кризиса 2008 года страна сократила государственные расходы на 12%, но расширила финансирование пенсий, социального обеспечения и пособий на детей. К 2011 году уровень безработицы снизился, и экономика начала потихоньку восстанавливаться.
Подобные траты в тяжёлые времена могут показаться безрассудством, но, как показывает история, они способны заложить надёжные основы экономического роста.
Подготовлено по материалам NewScientist.

Комментариев нет:

Отправить комментарий