вторник, 15 апреля 2014 г.

Зачем России Восточная Украина?

Зачем России Восточная Украина?. Экономика мятежных областей и так давно интегрирована в российский промышленный комплекс

Экономика мятежных областей и так давно интегрирована в 

российский промышленный комплекс

В конце прошедшей недели министр иностранных дел Сергей Лавров, наконец, официально заявил, что Россия не заинтересована в том, чтобы включать в свой состав юго-восточные регионы Украины. Думается, что в первую очередь речь здесь идет об экономической незаинтересованности. Потому что политически «аншлюс» юго-востока Украины нам ничего не даст, кроме проблем – это всем понятно.


Ведь, одно дело присоединить исторически российский, «непотопляемый авианосец» Крыма, который контролирует все Черное море, ценой того, чтобы повесить на свою шею всего лишь 2,5 млн населения, и совсем другое – прокормить голодный народ трех областей. А оно нам надо?
Также Лавров выразил надежду на выполнение украинским правительством своих обещаний, относительно предоставления регионам большей самостоятельности – в рамках федерализации. А значит, они и без всякого политического присоединения останутся «промышленной окраиной», или «украиной» России, как говорили прежде. Так зачем же воевать?
Технопарк Советского периода
Крупные предприятия юго-востока Украины, которые в массе своей являются наследием советской эпохи, и так фактически интегрированы в промышленный комплекс России – это «технопарк Советского периода». Потому что значительная часть производственных цепочек украинских предприятий замыкается именно в России.
Самые «революционные» - Харьковская, Луганская и Донецкая области, давно являются для российского крупного бизнеса крайне интересными территориями для инвестирования и покупки активов. С другой стороны, для системообразующих предприятий восточных регионов Украины основным рынком сбыта является Россия. То есть экономическая экспансия – это самый простой и удобный способ интеграции, и она уже осуществлялась, и будет осуществляться дальше, потому что капиталы в глобальной рыночной экономике не знают границ.
Например, как говорят аналитики агентства «Вести. Экономика», если Россия поставляет на Украину в основном сырье, то 40% экспорта в Россию составляет продукция машиностроения. При этом более 50% всех украинских экспортных поставок приходятся на российский рынок, а некоторые отрасли вообще полностью зависят от российского спроса. Именно на востоке Украины производятся электродвигатели, вагоны, генераторы, отдельные детали для авиационной и атомной промышленности, которые поставляются в основном в Россию.
При этом ряд крупных украинских юго-восточных предприятий для российского бизнеса являются стратегически важными. И если протестующим удастся добиться федерализации и перераспределения власти, то экономическая интеграция с Россией наверняка сохраниться – иначе им просто не выжить.
Самые важные предприятия этой части Украины находятся в Харьковской, Луганской и Донецкой областях – самых революционных на сегодняшний день. При этом, по официальным данным Укрстата, чистым донором из них является только Харьковская, а самые дотационные регионы – мятежные Донецкая и Луганская области.
Харьковская область является одним из наиболее экономически развитых регионов Украины. Харьковский авиационный - крупнейший авиазавод Украины, который практически полностью ориентирован на Россию. Однако в последние годы он сталкивается с серьезными трудностями, в связи с тем что «Объединенная авиастроительная корпорация» блокирует строительство Ан-124, «Аэрофлот» отказывается от украинских лайнеров Ан-148, в пользу самолетов «Суперджет 100», выпускаемых компанией «Гражданские самолеты Сухого», а Министерство обороны России с каждым годом уменьшает заказы на транспортник Ан-70.
Харьковский «Электротяжмаш» - один из крупнейших мировых заводов, специализирующихся на выпуске крупных гидрогенераторов, гидрогенераторов-двигателей, турбогенераторов для тепловых и атомных электростанций. Завод поставляет продукцию в Россию, Казахстан и другие страны. Завод «Турбоатом» специализируется на выпуске турбин для тепловых и атомных электростанций, гидравлических турбин для гидроэлектростанций и парогазовых установок. А харьковский «Завод транспортного машиностроения имени Малышева» специализируется на выпуске тепловозов.
И луганский «Лугансктепловоз» специализируется на выпуске тепловозов, электровозов и электропоездов, и является ключевым партнером РЖД, которые являются заказчиком всего произведенного парка продукции. И «Стахановский вагоностроительный завод» поставляет более 80% продукции в Россию и Казахстан. Правда, он входит в группу «Финансы и Кредит», подконтрольную украинскому бизнесмену Константину Жеваго.
Теперь о Донецке: он получил в 2013 году из госбюджета Украины больше 1 млрд долларов дотаций, и в основном эти деньги шли на субсидирование угледобычи. «Однако дотации дотациями, а Донбасс – в лидерах по валовому региональному продукту на душу населения, - говорит автор агентства «Росбалт» Виктор Ядуха. - И это, заметьте, официальная статистика. А ведь на Украине, по оценкам Всемирного банка, от 40 до 60% экономики находится в тени. И к Донбассу это относится в первую очередь: в депрессивных шахтерских поселках, где крупные шахты закрыты, больше половины населения работает в нелегальных «копанках». Крышует их, скупая уголь, бандитская пирамида, вершина которой восходит то ли к сыну Януковича, то ли к бывшему главе фракции Партии регионов в Верховной раде Ефремову, то ли к олигархам Таруте - губернатору Донбасса от Майдана, и Ахметову».
Как утверждает автор, по некоторым оценкам, «серая прибыль» Донбаса составляет не менее 9 млрд долларов в год, которые отмываются на Кипре, а потом частично возвращаются на Украину. Причем, вовсе не в Донбасс, где заваленных в «копанках» шахтеров даже не пытаются найти, а в Киев, где эти «отмытые» капиталы вкладываются в элитную недвижимость, тратятся на подкуп министров и депутатов. В общем, принцип вполне аналогичный российской системе отмывания денег. Не зря же говорят, что Украины и Россия – близнецы и братья, только масштабы криминала и коррупции разные.
Можно, конечно, из братских гуманистических соображений взять на свои плечи все эти полукриминальные «угольные разрезы», вот только зачем нам проблемный Донбасс, если у нас уже есть свои угольные регионы - Ростовская область и Кузбасс?
Однако Донбасс - это не только убыточная легальная угледобыча, но также прибыльная металлургия. Донецкая область обеспечивает около 20% промышленного производства Украины и является крупнейшим промышленным регионом страны. Ключевой отраслью региона является угольная и металлургическая промышленность, помимо этого в регионе сконцентрированы крупнейшие машиностроительные предприятия. Но большинство этих предприятий и так ориентированы на Россию - экспортируют нам около 40% своей продукции, и никуда от нас не денутся.
Вот только одна беда – все они контролируются украинскими олигархами. Например, «Азовсталь» – один из крупнейших металлургических заводов Украины с полным циклом производства, входит в группу «Метинвест», которую контролирует компания System Capital Management, принадлежащая украинскому миллиардеру Ринату Ахметову. Далее идет «Мариупольский металлургический комбинат имени Ильича» - крупнейшее промышленное предприятие Донбасса и Донецкой области, которое тоже принадлежит Ахметову. И «Авдеевский коксохимический завод» - крупнейшее предприятие в Европе, также входит в группу ахметовскую «Метинвест». Идем дальше – крупнейший в мире химический концерн «Стирол» - производитель минеральных удобрений, входит в химический холдинг Ostchem Group, подконтрольный Group DF бизнесменаДмитрия Фирташа.
И если регион получит право на самоопределение в рамках федерализации, то эти предприятия наверняка не откажутся от своих российских партнеров – импортеров. А вот если Россия решит присоединить их путем «аншлюса», как вы думаете, сможем ли мы договориться с Ахметовым и Фирташем по-хорошему? К тому же, Европа наверняка введет санкции против Донбасса, и те же металлургические заводы Ахметова, чья продукция, кроме России, идет в Евросоюз, перестанут быть прибыльными.
Правда, если Киев пойдет «ва-банк», и «огнем и мечом» подавит свободолюбивые мечты регионов, то Россия закроет рынок для украинской продукции, как уже обещала и местами сделала, и тогда последствия для них будут еще тяжелее.
Воевать, не воевать?
- Начнем с того, что вопрос о политическом включении юго-восточных областей Украины в состав России вообще не стоит, - говорит директор Института глобализации и социальных движений Борис Кагарлицкий. – Это чисто пропагандистская демагогия, которая идет, прежде всего, со стороны Киева. Здесь нужно сказать, что та же самая «Донецкая народная республика» вовсе не требует присоединения к России - она за федерализацию Украины. Да, они придерживаются про российской ориентации, да, они за дружбу и сближение с Россией, но они требуют всего лишь преобразования государства, а в крайнем случае – самостоятельности.
Что касается того, выгодно ли России то, что происходит на юго-востоке Украины, то это не выгодно, прежде всего, российским олигархам. Потому что впервые за все годы послесоветского периода, на постсоветском пространстве поднялся не средний класс, не интеллигенция, не маргиналы, а простой рабочий народ, который довели до крайности. Это грандиозное событие не только для Украины, но и для Восточной Европы, и для всего мира. На мой взгляд - это самое важное событие за все последние 25 лет.
Но российской власти оно явно не нужно, потому что то, что сейчас происходит в Донецке, Харькове и Луганске, может в любой момент произойти в одном из депрессивных регионов России. Это модель социального протеста, не имеющая ничего общего с тем, что у нас происходило в 2011-2012 годах. Поэтому российские власти сделают все возможное, чтобы не допустить присоединения этих регионов Украины, так как будут бояться распространения этой «заразы» по всей России.
И это не имеет ничего общего с тем, что было в Крыму, потому что там местные власти пользовались полной поддержкой населения – это чистая правда, и выражали волю большинства крымчан. Там народ просто поддержал позицию властей, а в том же Донецке, наоборот, происходит народное восстание против власти. И такое же восстание в нынешней экономической ситуации может случиться в любом регионе России, поэтому Кремль, повторюсь, никогда не допустит присоединения украинского юго-востока.
А с точки зрения экономической, если мятежные регионы Украины добьются федерализации и самостоятельности, как, к примеру, Китай и Тайвань, то юго-восток Украины будет успешным экономическим государством. Так как он традиционно опережает западные области и по промышленному и интеллектуальному потенциалу, а основная доля ВВП Украины производится на юго-востоке. И если сориентировать весь этот потенциал на интересы народа регионов, а не киевского центра, то, я думаю, что юго-восточная Украина в будущем может стать вполне самодостаточным государством. Которое станет экономически гораздо сильнее многих восточноевропейских государств бывшего советского блока, да и самой Украины.                                                   Олег Гладунов                                                                                                                                                                     
Фото: ИТАР-ТАСС/ Михаил Почуев

Комментариев нет:

Отправить комментарий