пятница, 3 июля 2015 г.

Зачем саудиты прилетали на встречу с Путиным?

Зачем саудиты прилетали на встречу с Путиным?Визит делегации от Саудовской Аравии на ПМЭФ во главе с сыном действующего короля Сальмана в российских СМИ был обозначен лишь формально. Однако его практический интерес абсолютно не соразмерен количеству заголовков на новостных порталах.
Начало конструктивного диалога между Москвой и Эр-Риядом может оказать колоссальное влияние на все ближневосточные процессы. Но зачем России Саудовская Аравия? Какие выгоды мы можем получить от этого сотрудничества? И с какими предложениями прилетала делегация саудитов? 
Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ-2015) большинству обозревателей запомнился одиозным заявлением Алексея Кудрина и мелькавшими сводками о подписанных контрактах. Визит же делегации из Саудовской Аравии в российских СМИ был обозначен лишь формально, хотя его практический интерес куда выше, нежели очередной опус опального министра.
Для начала обозначим подписанные Москвой и Эр-Риядом меморандумы и соглашения. Далее выдержки с РИА "Новости". 
1. Инвестиции. Председатель Всеобщего комитета по инвестициям Саудовской Аравии Абд аль-Латыф аль-Усман заявил, что комитет надеется на многократное увеличение объема инвестиций. "Мы поговорили о необходимости ускоренной деятельности для созыва заседания объединенной комиссии и проведения форумов, на которых мы будем знакомить инвесторов с возможностями инвестиций в обеих странах", — заявил аль-Усман. 
2. Атомная энергетика. Россия и Саудовская Аравия 18 июня подписали межправительственное соглашение о сотрудничестве в мирном использовании атомной энергии. Этот документ стал первым подобным в истории российско-саудовских отношений. В числе направлений сотрудничества РФ и Саудовской Аравии по мирному атому — проектирование, сооружение, эксплуатация и вывод из эксплуатации энергетических и исследовательских ядерных реакторов, включая водоопреснительные установки и ускорители элементарных частиц; предоставление услуг ядерного топливного цикла, в том числе для атомных электростанций и исследовательских реакторов; обращение с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами; производство радиоизотопов и их применение в промышленности, медицине и сельском хозяйстве, обучение и подготовка специалистов в области атомной энергетики.
3. Космос. Российское космическое агентство и центр науки и технологий Саудовской Аравии (KACST) будут сотрудничать в сфере научных исследований и использования космического пространства в мирных целях. Партнеры планируют совместные проекты в пилотируемых и непилотируемых космических программах, в подготовке космонавтов, в области пусковых услуг и в развитии навигационных спутниковых систем.
4. Оборонка. "Можно принципиально констатировать, что ничто не мешает Саудовскому Королевству произвести закупку российского оружия и оборонительных комплексов. Это тема рассматривается военными экспертами наших стран. Однако я принципиально заявляю, что ничто не мешает нам закупить российские оборонительные системы, так же как ничто не мешает России продать эти комплексы Саудовской Аравии", — сообщил глава МИДА Аль-Джубейр. Отдельно отметим, что новости о желании Эр-Рияда закупать у России военную технику, поступали и раньше.
Помимо перечисленного, интересна договоренность между Владимиром Путиным и королем Саудовской Аравии о визите последнего в Москву. Предположительно встреча состоится осенью. Конкретной даты на сегодняшний день нет.
Переговоры за закрытой дверью между российским президентом и вторым наследным принцем королевства (третье лицо государства) Мухаммедом бен Сальманом также вызывают неподдельный интерес. Есть все основания полагать, что обсуждался полный спектр вопросов: сирийский кризис, ядерная программа Ирана, нефтяной рынок и так далее.
Отдельно стоит отметить повышенную активность саудовских СМИ, которые, в отличие от своих российских коллег, перечисленное выше освещали во всех ракурсах, чуть ли не в режиме онлайн. Каждый второй заголовок в дни «ПМЭФ – 2015» был посвящен либо началу священного для всех мусульман месяца Рамадан, либо встрече Владимира Путина с Мухаммедом бен Сальманом. Тут есть важный нюанс – вся пресса Саудовской Аравии находится почти под полным контролем государства. Весьма показательный маркер.
Однако, несмотря на определенную пассивность отечественных СМИ, данная встреча достаточно активно освещалась в блогосфере. Но подавляющая часть материалов носила однозначный вопросительный характер, так как в списке российских недоброжелателей в мире Саудовская Аравия занимает почетное второе место. А известные связи Эр-Рияда с афганскими моджахедами в 80-х, чеченскими террористами в 90-х и ваххабитским подпольем России в 2000-х (и по сегодняшний день) не оставляют места для каких-либо иллюзий в нашем обществе. На этом фоне и возник вполне резонный вопрос – к чему эти переговоры? 
Подлинные причины данного визита и запланированной встречи Владимира Путина и короля Сальмана лежат в плоскости комплекса проблем, с которыми пришлось столкнуться нынешнему руководству Саудовской Аравии.
Стремительно меняющаяся конфигурация региона, обусловленная переговорами по иранской ядерной программе, усилением «Исламского государства» и неизменной непоследовательностью политики Вашингтона попросту не оставляют перед Эр-Риядом другого выбора, кроме как искать поддержки на стороне. Россия в данном случае выглядит весьма привлекательно для любого участника региональных процессов, так как репутация партнера верного и принципиального для Ближнего Востока дорогого стоит. Москва такой репутацией обладает. Железная позиция России в сирийском вопросе была по достоинству оценена даже нашими откровенными недоброжелателями.
В условиях, когда главный саудовский союзник в лице Соединенных Штатов взял курс на нормализацию отношений с главным саудовским противником в лице Ирана, у Эр-Рияда банально не остается выбора для маневра. Так как кроме России в регионе нет ни одного условно независимого от Штатов игрока (Китай занят Юго-Восточной Азией), Саудовской Аравии приходится искать поддержки у вчерашнего противника. Но стоит осветить проблемы, с которыми пришлось столкнуться саудовскому руководству.
Во-первых, в Эр-Рияде продолжается «битва бульдогов под ковром» - передел власти. Новый король Сальман прилагает максимум усилий для укрепления позиций своего клана «судейридов», планомерно и методично выдавливая представителей клана покойного короля Абдаллы – «абдуллахидов». Выступления желающих припасть к государственной кормушке жестко подавляются. Как не сложно догадаться, недовольство эгоцентризмом короля Сальмана в политической элите королевства растет.
Во-вторых, Саудовская Аравия находится в состоянии полураспада из-за приграничного военного конфликта с Йеменом. Часть населения страны в лице шиитов Наджрана, Джезьяна и Восточной провинции солидаризовалась с йеменскими хоуситами. Шансов на победоносное окончание войны у Эр-Рияда нет. На севере безопасности страны угрожает «Исламское государство», декларировавшее необходимость контроля над двумя святыми городами мусульман – Меккой и Мединой.
В-третьих, саудовское королевство теряет влияние в регионе, что отчасти обусловлено репутационными издержками из-за невозможности закрыть йеменский вопрос и американским разворотом в сторону Тегерана. Сирийская «оппозиция», в которую Эр-Рияд вложил десятки миллиардов и все свои надежды, оказалась неспособной решить поставленные перед ней задачи.
На фоне проблем королевства и новой линии в американской ближневосточной политике визит саудовской делегации на «ПМЭФ–2015» начинает играть новыми красками.
Очевидно, что на сегодняшний день Эр-Рияд нуждается не столько в новом союзнике, сколько в ситуативном сотрудничестве с Москвой. Во-первых, особого статуса Саудовской Аравии как главного партнера Соединенных Штатов на Ближнем Востоке никто не отменял. Во-вторых, тесные союзнические отношения между Москвой и Эр-Риядом невозможны априори. То есть, мы наблюдаем за тем, как обе стороны пытаются найти точки соприкосновения, выстраивая более-менее партнерские связи, что полностью отвечает интересам как Саудовской Аравии, так и России.
Но и питать особых иллюзий на предмет российско-саудовских (как и российско-иранских) отношений не стоит. Необходимо понимать, что в случае партнерства с Саудовской Аравией мы имеем дело с классическим арабским нуворишем с замашками гопника.
Многие комментаторы считают, что наличие определенной государственности, верных патронов, международного авторитета и звонкой казны вгоняют государства в некие общепризнанные рамки приличия. К Саудовской Аравии это не имеет абсолютно никакого отношения. Зарвавшиеся от безнаказанности выскочки об этикете ничего знать не хотят, чему примером служит практика московских визитов политической элиты королевства. Согласно уже устоявшейся традиции, саудиты взамен на российский нейтралитет в определенных вопросах обещают миллиардные контракты и отсутствие проблем с терроризмом в нашей стране. Так было в ходе наложения санкций на Иран, начала гражданской войны в Сирии и успехов правительственных войск Башара Асада. Так как сегодняшняя конъюнктура не позволяет идти на прямой шантаж российского руководства, Саудовской Аравии приходится использовать ограниченный инструментарий – ловлю на пухлую папку с миллиардными сделками.
Нет никаких сомнений, что именно желанием «купить» лояльность России была продиктована поездка саудовской делегации во главе с Мухаммедом бен Сальманом на «ПМЭФ–2015». Но на сегодняшний день положение Саудовской Аравии весьма неприглядно, - что было подробно обозначено выше, - соответственно, саудитам приходится прибегать к попыткам выстраивания конструктивного диалога с Россией. Вся прелесть в том, что после разворота Вашингтона в сторону Тегерана Эр-Рияд в полной мере осознал безысходность своего положения.
Старый, добрый и привычный для саудитов диалог с «партнерами» со сморком через ноздрю и «здеся-теперя» остался в прошлом, а на смену ему пришел животрепещущий вопрос: «Зачем Саудовской Аравии Россия - понятно, но вот зачем России Саудовская Аравия?» 
Москва, отрицающая как советскую, так и американскую негласную доктрину тотального доминирования в Азии и Африке, сегодня идет своим путем – путем лавирования между интересами всех участников региональных процессов, зачастую враждебных друг другу. Только на фоне Вашингтона, растоптавшего к себе доверие даже таких союзников, как Израиль и Саудовская Аравия, Москва выглядит, как Иосиф Бродский на встрече читателей Веры Полозковой. Игра на таких проблемных направлениях, как «сирийский кризис» и «иранская ядерная программа», уже приносит свои дивиденды. В первом случае мы собрали всевозможные имиджевые ништяки вкупе с реализацией «Турецкого потока», а во втором примерили на себя роль необычайно ценного посредника, закрепив за собой репутацию миротворца «без которого тут никак нельзя». Список, разумеется, неполный. 
Но вернемся к российскому интересу вокруг «саудовского наскока». Несмотря на то, что в ходе переговоров были заключены меморандумы, а не контракты, есть все основания предполагать, что сотрудничество в сфере мирного атома таки будет. Саудовская Аравия уже давно держит «Росатом» на карандаше, а в нынешних, далеко не сладких для Эр-Рияда условиях (в сфере энергетики, а не политики), начало работы совместной комиссии для нас представляется почти неизбежным. Диверсификацией источников энергии занимаются не только наши европейские бюрократы. К слову, сотрудничество в сфере мирного атома гарантирует определенную покладистость и безропотность обладателя отстроенных АЭС (это в равной степени относится к Ирану и Турции). 
Вопрос совместных проектов в военно-технической и космической сфере предлагается пока что оставить без обсуждения, так как существует большая вероятность того, что заключенные меморандумы по данным вопросам относятся именно к той самой «пухлой папке с миллиардными контрактами». То есть к очередной попытке саудитов вызвать у Москвы здоровый румянец на щеках и «эс как доллар» в отражении глаз.
Но наиболее существенным приобретением для Москвы может стать очередной шаг (весьма размашистый, кстати) к статусу регионального медиатора, то есть миротворца, координатора, регулятора и прочая, прочая, прочая. В частности, это относится к вопросу дальнейших взаимоотношений между Ираном и Саудовской Аравией. За счет этого статуса Москва сможет балансировать между Тегераном и Эр-Риядом, то есть уравновешивать усиление одного из них сдерживающими факторами наличия интересов у второго участника. Но писать вилами по льду, а не воде, мы сможем только после визита саудовского короля Сальмана в Москву. Однако на сегодняшний день перспективы российско-саудовского сближения выглядят весьма привлекательно. 


Комментариев нет:

Отправить комментарий