За последний год России много пришлось натерпеться. Санкционное давление шло по нарастающей траектории. Сначала США прощупывали почву и болевой порог, так называемый, предельный порог сопротивляемости Кремля внешнему давлению. Как только необходимого для США эффекта не было, то давление усиливали.
Первый этап санкций (с 4 марта по середину апреля) был издевательски смехотворным по сути и содержанию – визовые ограничения для определенного круга политической и бизнес элиты России, заморозки счетов, запреты на бизнес активность в странах, которые ввели санкции, ну и всякие там формальности – исключение из «рукопожатных клубов», типа G8 (их там более 10 видов набралось). Разумеется, ничего кроме улыбок все это не вызывало, а эффект был достаточно положительным для России (реальных угроз нет, а антизападный пропагандистский эффект есть).
Второй этап санкций (с апреля по середину июня) предполагал запрет на осуществление торговли товарами и услугами двойного назначения. Тогда преимущественно запрет касался оборонного комплекса и все, что с ним связано. Т.е. товары и услуги, которые прямо или косвенно могут быть применены в оборонном комплексе России. Учитывая высокий удельный вес комплектующих национального производства в оборонке (за исключением разве что некоторой номенклатуры электронных и оптических компонентов), можно признать, что эффект оказался близкий к нулю. Все, так или иначе, замещается или создается внутри России, а на планах по перевооружению армии второй этап санкций не сильно сказался.
( Читать дальше...Свернуть )
Третий этап санкций (июль-сентябрь) – секторальные санкции на конкретные нефинансовые компании (преимущественно на компании, связанные с друзьями Путина и Крымом, также крупнейшие компании с гос.участием, компании оборонного, энергетического комплекса). Суть санкций заключается в полном запрете или ограничениях на кредитные и инвестиционные операции (в различных формах) в отношении компаний (попавших под санкции) со стороны резидентов США и ЕС. Также запрет или ограничения на бизнес активность в США или ЕС и прочие меры. Например, банкам США запрещается выдавать долгосрочные кредиты или покупать облигации, попавшим по санкции компаниям, а инвестфондам и американским компаниям запрещается инвестировать в «санкционный список».
Третий пакет санкций (продолжение) – аналогичный, по сути, секторальным санкциям для нефинансовых компаний, но затрагивает непосредственно финансовый сектор России (банки). Запрет на долгосрочное (свыше 90 дней) фондирование российских банков в любых формах. Закрытие рынков капитала в основных валютных зонах (доллары и евро).
Данный вид санкций, безусловно, негативно сказался на банках и компаниях, однако не стоит переоценивать влияние. Закрытие рынков капитала действует депревирующим образом на инвестиционную активность компаний, т.к. отвлекает денежный поток на обслуживание долгов, тогда как раньше эти долги рефинансировались. Плюс к этому повышается спрос на валюту на внутреннем рынке, что провоцирует дефицит инвалюты и падение курса рубля. Но в дальнейшем покажу, что негативный эффект можно было бы нивелировать грамотным управлением.
Четвертый этап санкций – удар по энергетическому рынку. Американским и европейским компаниям запретили поставку в Россию оборудования для глубинной добычи (свыше 152 метров), разработки арктического шельфа и сланцевых запасов нефти и газа, поставку технологий нетрадиционной добычи энергоносителей: буровые платформы, детали для горизонтального бурения, подводное оборудование, морское оборудование для работы в условиях Арктики, программное обеспечение для гидравлического разрыва пласта (ГРП), дистанционно управляемые подводные аппараты, насосы высокого давления.
Полный запрет или существенные ограничения для западных нефтесервисных компаний, скажется на нефтегазовом секторе России, но в весьма отдаленной перспективе, когда необходимы будет развивать, так называемую, «трудноизвлекаемую нефть». Рассчитывать на то, что добыча сразу упадет не стоит. Во-первых, достаточно запасов на текущих месторождениях с существующими технологиями и добывающими мощностями. Во-вторых, более чем достаточно времени, чтобы адаптироваться по новым условиям и найти замену – либо на отечественном рынке, либо в Азии. Если оценивать текущие события, то четвертый вид санкций никак не повлиял ни на нефтегаз (добыча даже выросла, а поставки стабильны), ни на экономику России.
Как видно, из четырех официальных уровней санкций, негативный эффект только у одного вида – закрытие рынков капитала (третий этап санкций). Все, больше никакого негативного эффекта нет. Либо положительный (как с визовыми ограничениями для чиновников), либо «пустой» эффект, как с запретом поставок вооружениях из стран НАТО в Россию. Что касается нефтегаза и нефтесервисных компаний, то сейчас негативного эффекта нет, а в долгосрочной перспективе все это может быть нивелировано адаптацией под новые условия. Так что мимо.
Четыре этапа санкций – это официальные, публично объявленные санкции, но как вам известно, все самые интересные процессы происходит в отрыве от общественного взора. Есть еще неофициальные санкции, более масштабные и губительные санкции.
США не были бы США, если остановились на этом. Их стратегия заключается в прощупывании почвы на предмет болевого порога, а когда эффекта нет, то происходит усиление давления. Стратегия экономического и финансового подавления России (не считая политической и информационной конфронтации) заключаются в том, чтобы
1. Отрубить Россию от каналов рефинансирования внешних обязательств и вынудить отвлекать критический по объему денежный поток на обслуживание обязательств, что сказывается на состоянии корпоративных финансов, инвестиционных проектах и курсе рубля.
2. После того, как отрубили от каналов рефинансирования необходимо перекрыть каналы притока валюты в Россию, а учитывая «моноэкспорт», то это нефтегазовые потоки. Либо эмбарго, как в Иране, либо обвал нефти.
3. Усилить давление по всем фронтам путем блокирования внутренних источников рефинансирования долгов и перекрыть кредитные ресурсы для компаний, а для этого нужен ЦБ РФ.
Тем самым, по долгам платить надо, приток валюты перекрыт, рефинансирование долгов и кредитование закрыто и … трындец.
Пятый этап санкций – обвал цен на энергоресурсы. Хотя официально США не признавали участие в обвале, но ни у кого (среди тех, кто в теме) нет сомнений в том, что организаторами были США с участием Саудитов, ведущих операторов торгов на рынке нефти и с крупнейшими энергетическими компаниями США и Европы (с возможным бонусом раздела энергорынка России). Начало действия пятого этапа санкций совпало с внедрением всех предыдущих пакетов, после которых позиция Кремля в отношении Крыма и Украины не то, что изменилась, а даже окрепла. Необходимы были более решительные шаги, а нефть подходящий инструмент для давления. Серьезное давление на нефть началось с сентября 2014 по январь 2015.
Но стоит отметить, что обвал цен на нефть, рубля и закрытие рынков капитала не может быть изолировано от главной компоненты – политики ЦБ РФ.
Тогда был внедрен шестой пакет санкций – оружие массового поражения. Самое мощное и смертоносное оружие, сметающее все на своем пути - действия ЦБ РФ в условиях внешнего давления. Без ЦБ РФ санкции были бы не полноценными.
По делам давно минувших дней, вспоминая былое монетарное безрассудство и клинический идиотизм: «Совет директоров Банка России принял решение повысить с 16 декабря 2014 года ключевую ставку до 17,00% годовых. Данное решение обусловлено необходимостью ограничить существенно возросшие в последнее время девальвационные и инфляционные риски»
Еще раньше: «Совет директоров Банка России 31 октября 2014 года принял решение повысить ключевую ставку до 9,50% годовых. По оценкам Банка России, до конца I квартала 2015 года инфляция останется на уровне выше 8%. Сохранение высоких темпов роста потребительских цен продолжительное время ведет к повышению инфляционных ожиданий, что создает дополнительные инфляционные риски. Банк России продолжит принимать меры, направленные на замедление роста потребительских цен до целевого уровня 4% в среднесрочной перспективе»
Стоит отметить, что ни одна публично оглашенная цель (от ЦБ РФ) не была выполнена. Рубль от конца октября до своего декабрьского дна упал почти в два раза, а инфляция ускорилась до рекордных уровней с 1998. Еще следует обратить внимание на выдающиеся потенциал прогнозных способностей ЦБ. Когда в начале ноября все летело в пропасть, ЦБ в большинстве своих прогнозов оценивал инфляционное давление до 1 квартала 2015 на уровне 8-10%, а ошиблись по факту в два раза. Т.е. мажут по-крупному, причем нагло и провокационно.
Почему оружие массового поражения? Все эти секторальные санкции и визовые ограничения действуют на очень узкий круг физических и юридических лиц, а масштаб их воздействия не является критическим или фатальным для экономики в целом. Так, ерунда, по сути, не считая определенных неудобств и трудностей после перекрытия рынка капитала.
Но с ЦБ РФ совсем иначе. Монетарного безрассудство и откровенное предательство ЦБ РФ затрагивает чуть менее, чем всех в России. Либо через рубль (что отражается в покупательской способности доходов), либо через кредитование (от малого до крупного бизнеса, государство, население), либо на условиях предоставления ликвидности и инструментах денежно-кредитной политики (что отражается на банках).
В чем претензии к ЦБ РФ от большинства жителей России?
В условиях жесточайшего давления на финансовый и корпоративный рынок России из-за закрытия внешних рынков капитала первоочередной целью (для ЦБ РФ) должно быть создание всех необходимых условий для рефинансирования долга и поддержания экономики, а именно:
Первое. Предоставление неограниченных своп линий банкам и корпорациям, но в размере дефицита валютной ликвидности для обслуживания долга. К чему бы это привело? Эта мера позволила избежать накопления избыточной валютной позиции, т.к. компании и банки имели бы умеренность и гарантию со стороны ЦБ РФ о предоставлении валютной ликвидности в достаточном количестве для обслуживания долгов. Помимо этого, данная мера позволила бы в перспективе сохранить объемы ЗВР на приемлемых уровнях, т.к. российские ЗВР шли бы в конкретном направлении на возвратной основе. ЗВР, конечно, сократились бы, но не так сильно, как получили по факту. Если фактическое сокращение составило свыше 130 млрд, то для обеспечения обслуживания долга достаточно было лишь 45-55 млрд по своп линиям. Что получили? Своп линии внедрили, но в урезанном виде и тогда, когда стало слишком поздно. Валютные санкции ввели в июле-августе, ЦБ со своп линиями начал действовать в ноябре, когда система пошла в разнос.
Можно было бы ввести мораторий на выплату долгов? Можно, но те кредиты, которые получали российские компании у западных структур были под залог акций, физических активов и прочих значимых для суверенитета атрибутов. Кроме того, вводить мораторий на выплату долгов при том, что под 400 млрд лежит в ЗВР в западной юридисдикции было бы опасно тем, что существует риск блокировки этих ЗВР. Т.е. ЗВР необходимо репатриировать в другую юрисдикцию и уже потом вводить моратории на выплаты долгов.
Второе. Развитые инструменты рефинансирования внутри России. Если вам объявили войну и перекрыли линии снабжения (рынок капитала), то логично было бы открыть альтернативную линию снабжения (рублевые инструменты рефинансирования на приемлемых условиях). По факту получили, что финансовый кризис в России начался с 16 декабря после диверсии ЦБ, банковскую систему почти грохнули, а 99% управляющих и банкиров 16-17 декабря считали, что в ЦБ сошли с ума.
Вместо того, чтобы поставить временный надзор, ограничения над движением капитала (что естественно, учитывая геополитическую и финансовую обстановку) и снизить ставку в той мере, чтобы компании могли рефинансировать свои кредиты в рублях, ЦБ РФ действовал иначе – он перекрыл все возможности для рефинансирования. ЦБ не оставлял возможности рефинансироваться легальному бизнесу. Ни банки, ни бизнес в таких условиях развиваться не могут. Выживать? Да. Но не расти и не развиваться.
Третье. Обвал рубля это проблема. Подрывается доверие к нац.валюте, возрастает склонность к долларизации кэша, растут цены, повышаются издержки бизнеса и возрастают риски банкротства, как компаний, так и населения (особенно среди тех, кто имеет инвалютные долги).
Но также следует понимать, что обвал рубля – это и благо, если его правильно использовать.
Цены на импортную продукцию стали запретительными. Это повышает шансы отечественного производителя. Бизнес, который не мог конкурировать с иностранными аналогами при курсе в 30 может конкурировать при курсе 60.
Но для инвестиций нужны длинные и дешевые деньги, например, долгосрочные 5-7 летние кредиты под 8-10% годовых, что позволяет бизнесу отбивать процентные расходы и генерировать денежный поток для развития. ЦБ РФ сделал деньги короткими и дорогими. Взять кредит в банке на развитие бизнеса сроком свыше 3 лет большая проблема, а ставки достигают 25%, иногда 30%.
Это запредельные уровни в условиях, когда номинальная выручка компаний (в среднем) растет на 6-10% в год, а рентабельность бизнеса снижается (по причине роста издержек и конкуренции). Ресурса для отбития столь огромных процентных расходов у бизнеса нет. Приемлемо, это когда от операционной прибыли процентные расходы не превышают 10-15% (что типично для западных компаний). В России при ставках под 30% и таких условиях кредитования сумма обслуживания долга будет доходить до 70-80% от операционной прибыли для подавляющей части компаний среднего и крупного бизнеса.
Концепция импортозамещения и развития хайтек отраслей с высокой добавленной стоимостью является главенствующей в иерархии приоритетов при масштабном внешнем давлении и необходимости диверсифицировать экономику. Время играет против нас, т.к. необходимы программы мобилизационной экономики, а реализация программ должна проходить в сжатые сроки. На деле получили, что важнейший канал ресурсов – кредитный канал и долговой канал (через размещение облигаций) заблокирован ЦБ РФ. Соответственно бизнес переходит в формат выживания, а не развития.
Четвертое. Высокие ставки и кредитный паралич делают невозможным полноценное размещение ОФЗ, а тем самым финансирование дефицита бюджета, что вынуждает правительство проводить секвестр бюджета, урезать инвестиционные и экономические программы, оставляя защищенные статьи (оборонка и социалка). Учитывая, что России наступает кризис, а в кризис важны не только стабилизирующие программы, а скорее даже наоборот – стимулирующие, т.е. катализирующие рост и развитие национальной экономики нового формата. Что в свою очередь создаст новые высоко-оплачиваемые места, а следовательно дополнительный спрос и более высокую налоговую базу. Тем самым в перспективе дефицит бюджета снизится, т.к. экономика будет обслуживать сама себя с более умеренным участием государства, что происходит всегда в условиях экономического роста.
Однако неприемлемые внешние и внутренние условия создают предпосылки для деградации экономики, т.к. большая часть расходов государственного бюджета будет уходить не на развитие экономики, а на затыкание дыр, соц.платежи и поддержание баланса. Помимо этого размещение ОФЗ по текущим ставкам создаст предпосылки для опасного порога роста процентных расходов государства в структуре общих расходов.
Пятое. Высокие ставки блокируют развитие ипотечного кредитования, как важнейшего атрибута развития строительного сектора и обрабатывающего производства. Строительство – отрасль с наивысшим мультипликативным эффектом, т.к. замыкает на себя целый спектр товаров и услуг. Строительные, отделочные материалы, мебель – многое производится в России и имеет значительный потенциал роста по мере развития жилищного строительства. В нынешних условиях это даже важнее хайтека и отраслей с высокой добавленной стоимостью, т.к. на создание и внедрение хайтека могут уходить годы и даже десятилетия без гарантий результата, а строить и оборудовать жилье мы можем уже сейчас. Теоретически, загородный дом можно построить целиком и полностью используя российские материалы, начиная от бетона, заканчивая отделочными материалами, мебелью и сантехникой. Рост ипотечных ставок с 13% до 18% для 15 летнего кредита на 3 млн рублей предполагает ежемесячные дополнительные расходы более, чем на 10 тыс рублей, что неподъемно для большинства населения России.
Ущерб для всех...
Учитывая условия, в которых оказалась Россия:
Для всего этого необходимы длинные и дешевые деньги, доверие к ЦБ и адекватная, предсказуемая денежно-кредитная политика, где компании и банки будут иметь уверенность в том, что получат ликвидность в достаточной степени на приемлемых условиях в момент возникновения критической ситуации. (не считая адекватной промышленной политики и юридических, административных условий)
Разговоры о целесообразности роста процентных ставок в нынешних условиях со стороны профессиональных кругов могут быть расценены - либо как проявление преступной некомпетентности, либо как акт финансового терроризма. Третьего варианта нет.
Существуют объективные мерила успешности или провала политики – такие как
По всем пунктам провал или катастрофа, что как бы намекает на ущербность руководства ЦБ РФ.
Аналитические обоснования на цифрах и фактах ущербности денежно-кредитной политики ЦБ РФ в других статьях, но я бы обратил внимание еще вот на что.
На Украине ЦБ тоже повысил ставку, мотивируя это ответом на рост инфляции. Как и в случае с Россией, - украинская инфляция абсолютно никак не сопряжена с уровнем процентных ставок и зависит совершенно от других причин. Но на Украине, так же как и в России рост ставок привел к усугублению ситуации – дальнейший обвал нац.валюты, ускорение инфляции, развал банковской системы и экономики.
Почему? Одни и те же кураторы, одни и те же методички и экономическая школа, но суть одна – предательство и развал страны. Как вы понимаете, США взяли контроль над Украиной не для процветания Украины, а для уничтожения - создания очага напряженности, евросомали. Аналогично и в России. До тех пор, пока не научимся защищать суверенитет России ничего не выйдет. Адепты либерального толка доказали свою полную некомпетентность и провались везде и во всем, за что только брались. А ведь во времена Сталина за такой денежно-кредитный кретинизм высшую меру присуждали и как косвенный результат - мощнейшая цивилация, которая контролировала пол планеты. Раздобрели, теперь никто ни за что не отвечает... )Источник-http://spydell.livejournal.com/
Первый этап санкций (с 4 марта по середину апреля) был издевательски смехотворным по сути и содержанию – визовые ограничения для определенного круга политической и бизнес элиты России, заморозки счетов, запреты на бизнес активность в странах, которые ввели санкции, ну и всякие там формальности – исключение из «рукопожатных клубов», типа G8 (их там более 10 видов набралось). Разумеется, ничего кроме улыбок все это не вызывало, а эффект был достаточно положительным для России (реальных угроз нет, а антизападный пропагандистский эффект есть).
Второй этап санкций (с апреля по середину июня) предполагал запрет на осуществление торговли товарами и услугами двойного назначения. Тогда преимущественно запрет касался оборонного комплекса и все, что с ним связано. Т.е. товары и услуги, которые прямо или косвенно могут быть применены в оборонном комплексе России. Учитывая высокий удельный вес комплектующих национального производства в оборонке (за исключением разве что некоторой номенклатуры электронных и оптических компонентов), можно признать, что эффект оказался близкий к нулю. Все, так или иначе, замещается или создается внутри России, а на планах по перевооружению армии второй этап санкций не сильно сказался.
( Читать дальше...Свернуть )
Третий этап санкций (июль-сентябрь) – секторальные санкции на конкретные нефинансовые компании (преимущественно на компании, связанные с друзьями Путина и Крымом, также крупнейшие компании с гос.участием, компании оборонного, энергетического комплекса). Суть санкций заключается в полном запрете или ограничениях на кредитные и инвестиционные операции (в различных формах) в отношении компаний (попавших под санкции) со стороны резидентов США и ЕС. Также запрет или ограничения на бизнес активность в США или ЕС и прочие меры. Например, банкам США запрещается выдавать долгосрочные кредиты или покупать облигации, попавшим по санкции компаниям, а инвестфондам и американским компаниям запрещается инвестировать в «санкционный список».
Третий пакет санкций (продолжение) – аналогичный, по сути, секторальным санкциям для нефинансовых компаний, но затрагивает непосредственно финансовый сектор России (банки). Запрет на долгосрочное (свыше 90 дней) фондирование российских банков в любых формах. Закрытие рынков капитала в основных валютных зонах (доллары и евро).
Данный вид санкций, безусловно, негативно сказался на банках и компаниях, однако не стоит переоценивать влияние. Закрытие рынков капитала действует депревирующим образом на инвестиционную активность компаний, т.к. отвлекает денежный поток на обслуживание долгов, тогда как раньше эти долги рефинансировались. Плюс к этому повышается спрос на валюту на внутреннем рынке, что провоцирует дефицит инвалюты и падение курса рубля. Но в дальнейшем покажу, что негативный эффект можно было бы нивелировать грамотным управлением.
Четвертый этап санкций – удар по энергетическому рынку. Американским и европейским компаниям запретили поставку в Россию оборудования для глубинной добычи (свыше 152 метров), разработки арктического шельфа и сланцевых запасов нефти и газа, поставку технологий нетрадиционной добычи энергоносителей: буровые платформы, детали для горизонтального бурения, подводное оборудование, морское оборудование для работы в условиях Арктики, программное обеспечение для гидравлического разрыва пласта (ГРП), дистанционно управляемые подводные аппараты, насосы высокого давления.
Полный запрет или существенные ограничения для западных нефтесервисных компаний, скажется на нефтегазовом секторе России, но в весьма отдаленной перспективе, когда необходимы будет развивать, так называемую, «трудноизвлекаемую нефть». Рассчитывать на то, что добыча сразу упадет не стоит. Во-первых, достаточно запасов на текущих месторождениях с существующими технологиями и добывающими мощностями. Во-вторых, более чем достаточно времени, чтобы адаптироваться по новым условиям и найти замену – либо на отечественном рынке, либо в Азии. Если оценивать текущие события, то четвертый вид санкций никак не повлиял ни на нефтегаз (добыча даже выросла, а поставки стабильны), ни на экономику России.
Как видно, из четырех официальных уровней санкций, негативный эффект только у одного вида – закрытие рынков капитала (третий этап санкций). Все, больше никакого негативного эффекта нет. Либо положительный (как с визовыми ограничениями для чиновников), либо «пустой» эффект, как с запретом поставок вооружениях из стран НАТО в Россию. Что касается нефтегаза и нефтесервисных компаний, то сейчас негативного эффекта нет, а в долгосрочной перспективе все это может быть нивелировано адаптацией под новые условия. Так что мимо.
Четыре этапа санкций – это официальные, публично объявленные санкции, но как вам известно, все самые интересные процессы происходит в отрыве от общественного взора. Есть еще неофициальные санкции, более масштабные и губительные санкции.
США не были бы США, если остановились на этом. Их стратегия заключается в прощупывании почвы на предмет болевого порога, а когда эффекта нет, то происходит усиление давления. Стратегия экономического и финансового подавления России (не считая политической и информационной конфронтации) заключаются в том, чтобы
1. Отрубить Россию от каналов рефинансирования внешних обязательств и вынудить отвлекать критический по объему денежный поток на обслуживание обязательств, что сказывается на состоянии корпоративных финансов, инвестиционных проектах и курсе рубля.
2. После того, как отрубили от каналов рефинансирования необходимо перекрыть каналы притока валюты в Россию, а учитывая «моноэкспорт», то это нефтегазовые потоки. Либо эмбарго, как в Иране, либо обвал нефти.
3. Усилить давление по всем фронтам путем блокирования внутренних источников рефинансирования долгов и перекрыть кредитные ресурсы для компаний, а для этого нужен ЦБ РФ.
Тем самым, по долгам платить надо, приток валюты перекрыт, рефинансирование долгов и кредитование закрыто и … трындец.
Пятый этап санкций – обвал цен на энергоресурсы. Хотя официально США не признавали участие в обвале, но ни у кого (среди тех, кто в теме) нет сомнений в том, что организаторами были США с участием Саудитов, ведущих операторов торгов на рынке нефти и с крупнейшими энергетическими компаниями США и Европы (с возможным бонусом раздела энергорынка России). Начало действия пятого этапа санкций совпало с внедрением всех предыдущих пакетов, после которых позиция Кремля в отношении Крыма и Украины не то, что изменилась, а даже окрепла. Необходимы были более решительные шаги, а нефть подходящий инструмент для давления. Серьезное давление на нефть началось с сентября 2014 по январь 2015.
Но стоит отметить, что обвал цен на нефть, рубля и закрытие рынков капитала не может быть изолировано от главной компоненты – политики ЦБ РФ.
Тогда был внедрен шестой пакет санкций – оружие массового поражения. Самое мощное и смертоносное оружие, сметающее все на своем пути - действия ЦБ РФ в условиях внешнего давления. Без ЦБ РФ санкции были бы не полноценными.
По делам давно минувших дней, вспоминая былое монетарное безрассудство и клинический идиотизм: «Совет директоров Банка России принял решение повысить с 16 декабря 2014 года ключевую ставку до 17,00% годовых. Данное решение обусловлено необходимостью ограничить существенно возросшие в последнее время девальвационные и инфляционные риски»
Еще раньше: «Совет директоров Банка России 31 октября 2014 года принял решение повысить ключевую ставку до 9,50% годовых. По оценкам Банка России, до конца I квартала 2015 года инфляция останется на уровне выше 8%. Сохранение высоких темпов роста потребительских цен продолжительное время ведет к повышению инфляционных ожиданий, что создает дополнительные инфляционные риски. Банк России продолжит принимать меры, направленные на замедление роста потребительских цен до целевого уровня 4% в среднесрочной перспективе»
Стоит отметить, что ни одна публично оглашенная цель (от ЦБ РФ) не была выполнена. Рубль от конца октября до своего декабрьского дна упал почти в два раза, а инфляция ускорилась до рекордных уровней с 1998. Еще следует обратить внимание на выдающиеся потенциал прогнозных способностей ЦБ. Когда в начале ноября все летело в пропасть, ЦБ в большинстве своих прогнозов оценивал инфляционное давление до 1 квартала 2015 на уровне 8-10%, а ошиблись по факту в два раза. Т.е. мажут по-крупному, причем нагло и провокационно.
Почему оружие массового поражения? Все эти секторальные санкции и визовые ограничения действуют на очень узкий круг физических и юридических лиц, а масштаб их воздействия не является критическим или фатальным для экономики в целом. Так, ерунда, по сути, не считая определенных неудобств и трудностей после перекрытия рынка капитала.
Но с ЦБ РФ совсем иначе. Монетарного безрассудство и откровенное предательство ЦБ РФ затрагивает чуть менее, чем всех в России. Либо через рубль (что отражается в покупательской способности доходов), либо через кредитование (от малого до крупного бизнеса, государство, население), либо на условиях предоставления ликвидности и инструментах денежно-кредитной политики (что отражается на банках).
В чем претензии к ЦБ РФ от большинства жителей России?
В условиях жесточайшего давления на финансовый и корпоративный рынок России из-за закрытия внешних рынков капитала первоочередной целью (для ЦБ РФ) должно быть создание всех необходимых условий для рефинансирования долга и поддержания экономики, а именно:
Первое. Предоставление неограниченных своп линий банкам и корпорациям, но в размере дефицита валютной ликвидности для обслуживания долга. К чему бы это привело? Эта мера позволила избежать накопления избыточной валютной позиции, т.к. компании и банки имели бы умеренность и гарантию со стороны ЦБ РФ о предоставлении валютной ликвидности в достаточном количестве для обслуживания долгов. Помимо этого, данная мера позволила бы в перспективе сохранить объемы ЗВР на приемлемых уровнях, т.к. российские ЗВР шли бы в конкретном направлении на возвратной основе. ЗВР, конечно, сократились бы, но не так сильно, как получили по факту. Если фактическое сокращение составило свыше 130 млрд, то для обеспечения обслуживания долга достаточно было лишь 45-55 млрд по своп линиям. Что получили? Своп линии внедрили, но в урезанном виде и тогда, когда стало слишком поздно. Валютные санкции ввели в июле-августе, ЦБ со своп линиями начал действовать в ноябре, когда система пошла в разнос.
Можно было бы ввести мораторий на выплату долгов? Можно, но те кредиты, которые получали российские компании у западных структур были под залог акций, физических активов и прочих значимых для суверенитета атрибутов. Кроме того, вводить мораторий на выплату долгов при том, что под 400 млрд лежит в ЗВР в западной юридисдикции было бы опасно тем, что существует риск блокировки этих ЗВР. Т.е. ЗВР необходимо репатриировать в другую юрисдикцию и уже потом вводить моратории на выплаты долгов.
Второе. Развитые инструменты рефинансирования внутри России. Если вам объявили войну и перекрыли линии снабжения (рынок капитала), то логично было бы открыть альтернативную линию снабжения (рублевые инструменты рефинансирования на приемлемых условиях). По факту получили, что финансовый кризис в России начался с 16 декабря после диверсии ЦБ, банковскую систему почти грохнули, а 99% управляющих и банкиров 16-17 декабря считали, что в ЦБ сошли с ума.
Вместо того, чтобы поставить временный надзор, ограничения над движением капитала (что естественно, учитывая геополитическую и финансовую обстановку) и снизить ставку в той мере, чтобы компании могли рефинансировать свои кредиты в рублях, ЦБ РФ действовал иначе – он перекрыл все возможности для рефинансирования. ЦБ не оставлял возможности рефинансироваться легальному бизнесу. Ни банки, ни бизнес в таких условиях развиваться не могут. Выживать? Да. Но не расти и не развиваться.
Третье. Обвал рубля это проблема. Подрывается доверие к нац.валюте, возрастает склонность к долларизации кэша, растут цены, повышаются издержки бизнеса и возрастают риски банкротства, как компаний, так и населения (особенно среди тех, кто имеет инвалютные долги).
Но также следует понимать, что обвал рубля – это и благо, если его правильно использовать.
Цены на импортную продукцию стали запретительными. Это повышает шансы отечественного производителя. Бизнес, который не мог конкурировать с иностранными аналогами при курсе в 30 может конкурировать при курсе 60.
Но для инвестиций нужны длинные и дешевые деньги, например, долгосрочные 5-7 летние кредиты под 8-10% годовых, что позволяет бизнесу отбивать процентные расходы и генерировать денежный поток для развития. ЦБ РФ сделал деньги короткими и дорогими. Взять кредит в банке на развитие бизнеса сроком свыше 3 лет большая проблема, а ставки достигают 25%, иногда 30%.
Это запредельные уровни в условиях, когда номинальная выручка компаний (в среднем) растет на 6-10% в год, а рентабельность бизнеса снижается (по причине роста издержек и конкуренции). Ресурса для отбития столь огромных процентных расходов у бизнеса нет. Приемлемо, это когда от операционной прибыли процентные расходы не превышают 10-15% (что типично для западных компаний). В России при ставках под 30% и таких условиях кредитования сумма обслуживания долга будет доходить до 70-80% от операционной прибыли для подавляющей части компаний среднего и крупного бизнеса.
Концепция импортозамещения и развития хайтек отраслей с высокой добавленной стоимостью является главенствующей в иерархии приоритетов при масштабном внешнем давлении и необходимости диверсифицировать экономику. Время играет против нас, т.к. необходимы программы мобилизационной экономики, а реализация программ должна проходить в сжатые сроки. На деле получили, что важнейший канал ресурсов – кредитный канал и долговой канал (через размещение облигаций) заблокирован ЦБ РФ. Соответственно бизнес переходит в формат выживания, а не развития.
Четвертое. Высокие ставки и кредитный паралич делают невозможным полноценное размещение ОФЗ, а тем самым финансирование дефицита бюджета, что вынуждает правительство проводить секвестр бюджета, урезать инвестиционные и экономические программы, оставляя защищенные статьи (оборонка и социалка). Учитывая, что России наступает кризис, а в кризис важны не только стабилизирующие программы, а скорее даже наоборот – стимулирующие, т.е. катализирующие рост и развитие национальной экономики нового формата. Что в свою очередь создаст новые высоко-оплачиваемые места, а следовательно дополнительный спрос и более высокую налоговую базу. Тем самым в перспективе дефицит бюджета снизится, т.к. экономика будет обслуживать сама себя с более умеренным участием государства, что происходит всегда в условиях экономического роста.
Однако неприемлемые внешние и внутренние условия создают предпосылки для деградации экономики, т.к. большая часть расходов государственного бюджета будет уходить не на развитие экономики, а на затыкание дыр, соц.платежи и поддержание баланса. Помимо этого размещение ОФЗ по текущим ставкам создаст предпосылки для опасного порога роста процентных расходов государства в структуре общих расходов.
Пятое. Высокие ставки блокируют развитие ипотечного кредитования, как важнейшего атрибута развития строительного сектора и обрабатывающего производства. Строительство – отрасль с наивысшим мультипликативным эффектом, т.к. замыкает на себя целый спектр товаров и услуг. Строительные, отделочные материалы, мебель – многое производится в России и имеет значительный потенциал роста по мере развития жилищного строительства. В нынешних условиях это даже важнее хайтека и отраслей с высокой добавленной стоимостью, т.к. на создание и внедрение хайтека могут уходить годы и даже десятилетия без гарантий результата, а строить и оборудовать жилье мы можем уже сейчас. Теоретически, загородный дом можно построить целиком и полностью используя российские материалы, начиная от бетона, заканчивая отделочными материалами, мебелью и сантехникой. Рост ипотечных ставок с 13% до 18% для 15 летнего кредита на 3 млн рублей предполагает ежемесячные дополнительные расходы более, чем на 10 тыс рублей, что неподъемно для большинства населения России.
Ущерб для всех...
Учитывая условия, в которых оказалась Россия:
- необходимость рефинансирования огромного долга,
- необходимость развития национальной фин.системы,
- необходимость поддержания промышленности на траектории импортозамещения, необходимость диверсифицировать экономику и снижать зависимость от нефтегаза
- необходимость развития жилищного строительства
Для всего этого необходимы длинные и дешевые деньги, доверие к ЦБ и адекватная, предсказуемая денежно-кредитная политика, где компании и банки будут иметь уверенность в том, что получат ликвидность в достаточной степени на приемлемых условиях в момент возникновения критической ситуации. (не считая адекватной промышленной политики и юридических, административных условий)
Разговоры о целесообразности роста процентных ставок в нынешних условиях со стороны профессиональных кругов могут быть расценены - либо как проявление преступной некомпетентности, либо как акт финансового терроризма. Третьего варианта нет.
Существуют объективные мерила успешности или провала политики – такие как
- состояние финансового рынка (уровни рынка, волатильность, спрэды на финансовые инструменты)
- состояние банковского системы и денежного рынка
- состояние экономики и инвестиционной активности
- уровень инфляции и покупательская способность национальной валюты, в том числе по отношению к зарубежным товарам.
По всем пунктам провал или катастрофа, что как бы намекает на ущербность руководства ЦБ РФ.
Аналитические обоснования на цифрах и фактах ущербности денежно-кредитной политики ЦБ РФ в других статьях, но я бы обратил внимание еще вот на что.
На Украине ЦБ тоже повысил ставку, мотивируя это ответом на рост инфляции. Как и в случае с Россией, - украинская инфляция абсолютно никак не сопряжена с уровнем процентных ставок и зависит совершенно от других причин. Но на Украине, так же как и в России рост ставок привел к усугублению ситуации – дальнейший обвал нац.валюты, ускорение инфляции, развал банковской системы и экономики.
Почему? Одни и те же кураторы, одни и те же методички и экономическая школа, но суть одна – предательство и развал страны. Как вы понимаете, США взяли контроль над Украиной не для процветания Украины, а для уничтожения - создания очага напряженности, евросомали. Аналогично и в России. До тех пор, пока не научимся защищать суверенитет России ничего не выйдет. Адепты либерального толка доказали свою полную некомпетентность и провались везде и во всем, за что только брались. А ведь во времена Сталина за такой денежно-кредитный кретинизм высшую меру присуждали и как косвенный результат - мощнейшая цивилация, которая контролировала пол планеты. Раздобрели, теперь никто ни за что не отвечает... )Источник-http://spydell.livejournal.com/
Комментариев нет:
Отправить комментарий