С начала года рубль ослаб к бивалютной корзине на 20%, отмечает в своей статье для блога Financial Times Крис Уифер, партнер консалтинговой фирмы Macro-Advisory. Возникает соблазн связать это с действиями России на Украине и с санкциями Запада. Многие западные обозреватели утверждают, что ослабление рубля вместе с резким снижением цен на нефть обрушат экономику, что подорвет популярность Путина и вынудит Кремль занять более уступчивую геополитическую позицию. Уифер пишет: "Оба этих предположения неосновательны. Причины ослабления рубля - нечто более серьезное, чем санкции. В то же самое время реакция ЦБ РФ и снижение цен на нефть дают основания для определенной надежды, что кризис будет иметь позитивные последствия".
Уифер признает, что санкции наносят урон. Но рубль слабел еще до санкций, в 2013 году и начале 2014-го, из-за резкого замедления экономического роста. По мнению автора, коренные причины - чрезмерная опора на нефтегазовые доходы и отсрочка значимых реформ.
"Смягчение санкций лишь вернет экономику к проблемам, которые стали заметны в 2013 году, но теперь сильно ухудшаются из-за последствий украинского кризиса и уменьшения доходов от налогов на нефть", - пишет автор, тут же поясняя, что это пессимистический взгляд.
Можно взглянуть и глазами оптимиста: "Россия учится только на былых ошибках, она чаще меняет подход и берется решать свои проблемы только в условиях кризиса либо когда не имеет более легкого пути. Вот одна из причин, по которым в разгар кризиса, вопреки всем аргументам против этого, всегда было чрезвычайно выгодно инвестировать в российские активы".
Одно из оснований для оптимизма - политика ЦБ РФ, который допускает падение рубля и по-прежнему намерен в будущем году перейти на плавающий курс. Это продиктовано желанием защитить рублевые доходы бюджета и рублевую покупательную способность фондов суверенного богатства, а также косвенно стимулировать отечественных производителей.
Правда, выстраивать сбалансированный бюджет на основе ослабевшего рубля - лишь способ выиграть время и продержаться. Чтобы простимулировать внутренние инвестиции, России нужны реформы и улучшенный инвестиционный климат, пишет автор.
В начале 2009 года, когда нефть стоила меньше 40 долларов и экономика переживала рецессию, в правительстве и крупных госкомпаниях беспрецедентно возрос интерес к реформам и инициативам по повышению эффективности. Но цены на нефть выросли, и почти все планы реформ были отложены. "Выйдет ли на этот раз по-другому? Это как финал серии в увлекательном телесериале: возможно несколько сценариев. При всей досадности этого, у России сохраняется одно преимущество: инвесторы все равно заинтересуются следующей серией", - заключает автор.
Источник: Financial Times
Комментариев нет:
Отправить комментарий