Несколько слов о странностях человеческой физиологии
Хотя человек создан по образу и подобию Божьему, хотя он венец природы и т. д., в нём протекают не очень божественные процессы, которые требуют выхода и ставят нас порой в неудобное положение. Несмотря на то что они интересуют учёных со времён античности,Роберт Провиниз Мэрилендского университета в Балтиморе (США), по его словам, сумел отыскать в этой области человеческой физиологии белые пятна и пролить новый свет на организм, разум и эволюцию общественных животных.
Свои соображения он излагает в новой книге, конспект которой «КЛ» предлагает вам по мотивам публикации на сайте журнала New Scientist.
Хотя цель и назначение зевания остаётся предметом дебатов, все согласны с тем, что одно из самых странных свойств этого явления заключается в его заразности. Стоит нам увидеть, что кто-то сладко зевнул, в нашем организме запускается примитивный неврологический процесс, которому невозможно сопротивляться. Представьте себе: человек широко открыл рот, глаза прикрыты, происходит очень длинный вдох, за которым следует короткий выдох. Захотелось зевнуть? Нет? Ну и хорошо: значит, вам с нами не скучно.
Тем не менее замечено, что это желание передаётся самыми разными способами: достаточно не только его увидеть, но и услышать, прочитать или даже подумать о нём. Эксперимент, проведённый г-ном Провином и его коллегами, показал, что просмотр беззвучно зевающих людей в течение пяти минут заставляет последовать их примеру 55% наблюдателей, и практически каждый по крайней мере испытывает желание зевнуть. Когда исследователи искусственно уменьшили рты зевающих людей, никакого эффекта не последовало. Но стоило показать людей просто с широко раскрытым ртом, как участникам эксперимента расхотелось зевать: мало ли, может, человек кричит или поёт. Следовательно, мы реагируем не на рот, а на общий вид.
Зевота — очень древнее эволюционное приобретение (она свойственна большинству позвоночных), но передаваться она стала сравнительно недавно (кроме нас, ею «заражаются» лишь общественные млекопитающие — шимпанзе и, возможно, собаки). У людей способность к зеванию развивается в материнской утробе, а «заражаться» ею мы начинаем только к четырём–пяти годам. Это как раз тот возраст, когда ребёнок учится распознавать состояние ума другого человека. Можно сделать вывод о том, что заразная зевота — часть социализации. Хотя нейробиологическая составляющая этого феномена остаётся неясной, очевидно, что вид зевающего человека превращает нас в безмозглое стадное животное. По всему коллективу проходит физиологическая и эмоциональная волна, связывающая людей в единый сверхорганизм.
Чесотка
Как ни странно, у этой пытки, которой Данте удостоил поддельщиков металлов аж в восьмом круге ада, есть свои плюсы. Кожа — наша первая линия обороны, и мы неврологически заряжены на то, чтобы всеми силами защищать её целостность. Когда нам угрожают насекомые-паразиты, токсичная флора и прочие раздражители, зуд указывает на проблемную зону и заставляет почесаться, дабы сбросить посягающего и тем самым смягчить дискомфорт. Заметьте: зудит лишь кожа, не внутренние органы.
Увы, чесотка возникает и при ложной тревоге — в результате экземы, эпидермофитии стопы, псориаза, заболеваний щитовидной железы, диабета и некоторых неврологических расстройств. В этом случае поскрёбывание зудящего места дарует обманчивое облегчение на короткое время, а в действительности лишь усиливает зуд и повреждает кожу.
Почёсывание заразно не меньше зевоты. Вы испытаете зуд не только при виде человека, который чешется, но и посетив лекцию о чесотке, а также увидев насекомое, вызывающее чесотку. И вы, скорее всего, почёсываетесь, читая этот абзац. В этом есть эволюционный смысл: блоха может перепрыгнуть на вас с соседа, но вы уже заранее чешетесь.
Икота
Икота начинается резким вдохом, вызванным сокращением диафрагмы и межрёберных мышц, и завершается почти мгновенно закрытием голосовой щели, в результате чего раздаётся тот самый звук. Смысл этого явления остаётся загадкой, но замечено, что икота часто встречается у эмбрионов, то есть играет какую-то роль в развитии плода. Она начинается примерно на восьмой неделе беременности, достигая пика на 10–13-й неделе, а затем её частота снижается вплоть до самого конца жизни. К некоторым особенно невезучим людям она, однако, возвращается в виде тяжёлых приступов, способных продолжаться несколько суток. У мужчин это встречается в девять раз чаще, чем у женщин. Рекорд хронической икоты поставил американский фермер из штата Айова Чарли Осборн, который мучился более 67 лет подряд. К счастью, икота обычно прекращается во время сна.
«Генератор икоты», дирижирующий широкой сетью неврологических и мышечных реакций, находится в мозговом стволе и может откликнуться на целый ряд раздражителей, от вздутия живота и зуда в пищеводе до заболеваний щитовидной железы и неврологических расстройств. Средства борьбы с икотой не менее разнообразны. В сочинении «Пир» Платон упоминает задержку дыхания, полоскание горла и чиханье. Другие предлагают есть сахар, пить воду в положении вниз головой, пугаться и трогать уши пальцами. Г-н Провин обнаружил ещё одно: возьмите звукозаписывающее устройство и поднесите микрофон к устам икающего. Учёный отмечает, что этот метод лучше всего работает на детях. По-видимому, социализация сильнее древнего инстинкта.
Рвота
Очевидно, что таким образом организм реагирует не только на нечто токсичное, но и на вид, запах, звук рвоты. Причина та же, что и в случае с чесоткой: стоит кому-то одному проявить подобный признак расстройства нормальной работы организма, как остальные тоже решают на всякий случай очиститься. И пусть тревога окажется ложной — зато жизнь будет спасена. Г-н Провин обнаружил, что особенно восприимчивы к групповой рвоте девочки среднего и старшего школьного возраста: у них такую реакцию может вызвать любой неприятный или незнакомый запах.
Между прочим, аборигены Центральной и Южной Америки практиковали и практикуют ритуал очищения, всей общиной принимая вызывающий рвоту настой на основе айяуаски.
Обратите внимание: вы не можете пощекотать себя сами. И это правильно, ведь иначе мы шли бы по жизни, не понимая, то ли мы сами до себя дотронулись, то ли к нам прикоснулся кто-то другой. Кто бы мог подумать, что старая философская проблема о различении «я» и «не-я» получит такое хихикающее разрешение...
Если когда-нибудь компьютерные учёные напишут алгоритм, наделяющий робота способностью различать, он дотронулся или до него дотронулись, можно будет говорить о том, что машина приобрела первое представление о своей индивидуальности, считает г-н Провин.
Таким образом, щекотка тоже имеет важный социальный аспект. Г-н Провин навёл справки и выяснил, что мы щекочем и нас щекочут друзья, близкие родственники, любимые — чтобы выразить к нам своё расположение и привлечь к себе внимание. Щекотка — одна из социальных игр со строгими правилами относительно выражения лица, позы, производимых обеими сторонами звуков (кстати, звуки шимпанзе и человека при щекотке схожи). Это одна из самых первых игр, в которые родители играют с новорожденными детьми, и, возможно, одна из первых социальных игр вообще.
Испускание газов
Г-н Провин извиняется, но без этого никакое исследование физиологических странностей не было бы полным.
С самими газами, то есть с тем, как и почему они образуются, всё ясно с тех пор, как была открыта кишечная микрофауна. Г-на Провина интересует другое — издаваемые при этом звуки, а они настолько разнообразны, что мы, по его мнению, вполне могли бы разговаривать не только ртом.
Дело в том, что никакая часть человеческого тела не развивалась специально под речь. Мы говорим через то же отверстие, через которое дышим, едим, пьём и извергаем содержимое желудка. Голосовые связки — это всего лишь две полоски ткани, которые закрывают дыхательные пути, когда мы глотаем. Кажется, эволюция могла избрать альтернативный маршрут и использовать брюхо и нижнюю часть пищеварительного тракта вместо воздуходувки (у нас в этой роли выступают лёгкие), и некоторые люди, кстати, обладают такой способностью. Сфинктер, соответственно, взял бы на себя функцию голосовых связок.
Но очевидно, что рот с его губами, языком, зубами и глоткой может предоставить больше возможностей для образования различных звуков. Это обстоятельство не мешает сельди по сей день общаться через задний проход, но назвать такой выбор лучшим нельзя, ибо характерный звук привлекает внимание хищника — косатки.
Подготовлено по материалам NewScientist. | Текст: Дмитрий Целиков
Комментариев нет:
Отправить комментарий