За четыре года своего правления президент Дмитрий Медведев не смог решить ни одной структурной проблемы российской экономики. Впрочем, как и его предшественник за оба своих предыдущих срока. И новая рокировка в тандеме вгоняет экономистов в печаль: на сегодняшний день нет никаких предпосылок к тому, что власть в конце концов не на словах, а на деле захочет проводить столь необходимые стране реформы.
Неутешительные итоги "медведевской эпохи" стали темой обсуждения на очередном заседании экономического клуба ФБК. По оценкам компании, по основному макроэкономическому показателю – ВВП – Россия показала прирост за четыре года в 5,5%. А инвестиции в основной капитал, по данным Росстата, за этот период увеличились на 4%. Реальные располагаемые денежные доходы населения выросли на 11,8%. "Это были непростые для экономики страны годы. Первая волна мирового финансового кризиса (2008 – 2009 гг.) пришлась как раз на данный период, – говорит директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. – Тем не менее российская экономика показала более чем скромный рост, что подтверждается результатами сравнительного странового анализа".
По данным ФБК, по росту ВВП за четыре года Россия занимает 11-е место среди стран G20 и последнее место в БРИКС. Лидирует по обеим группам Китай, прирост ВВП которого за тот же период составил 44,2%. "Сравнение со странами СНГ по динамике ВВП также оказывается не в пользу России – только девятое место. Лидирует Туркменистан – прирост ВВП 52,4%. Хуже России Украина – падение ВВП за 2008 – 2011 гг. на 4,5% и Армения – снижение на 2,1%", – отмечает Николаев. Наблюдается и ухудшение позиций России по большинству общепризнанных мировых рейтингов. В частности, по Индексу конкурентоспособности страна опустилась на 66-е место в рейтинге 2011 – 2012 гг. по сравнению с 51-м местом в рейтинге 2008-2009 гг.
Единственное безусловное достижение – повышение пенсий. Да и то сомнительное. За это удовольствие еще придется платить. Таким же неоднозначным является долгожданное вступление России в ВТО. Формально это, конечно, плюс, но в уме необходимо держать его последствия, такие, как инфляция. Рекорд прошлого года по данному показателю повторить не удастся, считает Николаев. А вот выполнение остальных задач – по усилению рубля в качестве одной из валют в международных расчетах, по модернизации и технологическому развитию, по увеличению инвестиций в инфраструктуру – можно оценить в лучшем случае "на троечку". Общий же результат за четырехлетний период выглядит более чем скромно.
Но главная беда заключается не в отсутствии особых успехов на ниве развития российской экономики. "Когда через много лет будет анализироваться деятельность нынешних руководителей страны, их подвергнут критике и проклянут не за то, что они сделали, а за то, что не сделали", – прогнозирует главный аналитик "МК-Аналитика" Олег Буклемишев. Не воспользовались демографическим дивидендом, который экономика получила в начале 2000-х г., длительным периодом высоких цен на нефть, позволившим накопить большие резервы, благоприятным международным климатом и другими возможностями, которых впредь уже не будет.
Оценивая минувший президентский срок, эксперт напомнил о пяти "и", которые Дмитрий Медведев в 2008 г. назвал в качестве приоритетов: инфраструктура, инвестиции, институты, инновации и интеллект. Инфраструктурные улучшения проходили по большей части в "показушном" виде, типа олимпийской стройки в Сочи, считает Буклемишев. При этом протяженность дорог с твердым покрытием по-прежнему снижается, а самолеты продолжают падать.
По инвестициям в России наблюдался беспрецедентный спад во время кризиса, и до сих пор они находятся там, куда свалились в тот период. Говоря об институтах, эксперт задал риторический вопрос, стали ли работать лучше наши суды или правоохранительные органы. Была, например, широко разрекламированная инициатива президента о выведении из состава совета директоров госкомпаний министров и других высокопоставленных чиновников. Но кто их заменил? Начальники департамента, ветераны спецслужб, вообще никому не известные люди. Принимались какие-то решения, шумно обсуждались, формально реализовывались – и оборачивались пшиком, констатирует эксперт.
"Об инновациях и говорить не приходится. Я не вижу никаких позитивных признаков", – отметил Буклемишев. И, наконец, что касается интеллекта – ярким примером положения дел в этой области служит тот факт, что в последнем международном рейтинге вузов ни один российский институт, включая МГУ им. Ломоносова, не попал даже в первую сотню.
И вот теперь Россия входит в новую путинскую шестилетку со стагнирующей экономикой, разваливающейся армией и ухудшающимся интеллектуальным уровнем.
Структура ориентации на экспорт сырьевых и малообработанных товаров за время правления Медведева лишь усугубилась, продолжает тему председатель наблюдательного совета ВТБ Сергей Дубинин. А ускорения экономического развития, несмотря на выход из кризиса, не происходит. Другая проблема – конкурентоспособность и производительность труда. За последние сто лет, отметил Дубинин, мы так и не смогли сократить отставание – мы по-прежнему примерно в три раза менее эффективны, чем передовые страны. "Очевидно, необходимо наращивать инвестиции. Но как это сделать? Министерство экономики предлагает решить вопрос бюджетными средствами, но за счет чего тогда выплачивать социальные, военные расходы? Повышением налогов проблему не решить, так как это ведет к ухудшению инвестиционного климата, – подчеркнул финансист. – Чтобы привлечь инвестиции, нужно изменение институциональных основ. Сегодня наши основные институты не вызывают доверия ни у наших граждан, ни, тем более, у иностранцев".
Для изменения ситуации Дубинин предлагает закончить, наконец, пересмотр итогов старой приватизации и начать новую – раздать 25% акций, находящихся в собственности у государства, гражданам, чтобы те почувствовали, что владеют реальными активами в финансовом секторе. Главное – не допустить повторения истории с ваучерами. Новая приватизация не должна быть резкой.
Спрос на институты, обеспечивающие функционирование рыночной экономики, в обществе увеличился, подтверждает исполнительный директор Фонда экономических исследований "Центр развития" Наталья Акиндинова. Больше людей стали оценивать уровень коррупции в стране как чрезмерный и предъявлять больше претензий к государству. Либеральный президент не смог повлиять на реальные процессы в экономике, но повлиял на ожидания людей. Итогом его деятельности можно считать разработку "Стратегии 2020" и других подобных документов, которые предлагают варианты решения проблем. Но нынешняя обстановка в стране говорит о том, что вероятность реализации предложенных мер невысока.
Среди самых насущных проблем Наталья Акиндинова указывает на тот факт, что одновременно с усилением зависимости госбюджета от сырьевого экспорта увеличилась зависимость населения от бюджетных поступлений. Если до кризиса доля людей, чьи доходы зависели от бюджета, была 20%, после кризиса их стало около 30%, привела данные эксперт. А ожидаемое повышение зарплат бюджетникам и прочих социальных расходов будет способствовать ее дальнейшему росту. "Увеличивается и доля людей, которые заняты в госкомпаниях, компаниях с госучастием и т.д. Усилилась зависимость рыночного сектора экономики от бюджета. Если до кризиса у компаний был доступ к иностранным займам, то сейчас он иссяк. Компании ориентируются на сотрудничество с госсектором и бюджетом", – отмечает Акиндинова. Результатом такого общего усиления зависимости, по ее словам, является, в том числе, рост монополизма, снижение конкуренции и неэффективность экономики в целом.
И, наконец, главная дойная корова российской экономики – нефтегазовая сфера – сегодня находится в состоянии деградации. "Если раньше она была средством решения многих проблем, то сегодня сама стала большой структурной проблемой. До 2030 года нам придется вложить в нее порядка $700 млрд только для сохранения физических объемов производства", – предупреждает советник Института современного развития Никита Масленников.
Екатерина Трофимова
По данным ФБК, по росту ВВП за четыре года Россия занимает 11-е место среди стран G20 и последнее место в БРИКС. Лидирует по обеим группам Китай, прирост ВВП которого за тот же период составил 44,2%. "Сравнение со странами СНГ по динамике ВВП также оказывается не в пользу России – только девятое место. Лидирует Туркменистан – прирост ВВП 52,4%. Хуже России Украина – падение ВВП за 2008 – 2011 гг. на 4,5% и Армения – снижение на 2,1%", – отмечает Николаев. Наблюдается и ухудшение позиций России по большинству общепризнанных мировых рейтингов. В частности, по Индексу конкурентоспособности страна опустилась на 66-е место в рейтинге 2011 – 2012 гг. по сравнению с 51-м местом в рейтинге 2008-2009 гг.
Единственное безусловное достижение – повышение пенсий. Да и то сомнительное. За это удовольствие еще придется платить. Таким же неоднозначным является долгожданное вступление России в ВТО. Формально это, конечно, плюс, но в уме необходимо держать его последствия, такие, как инфляция. Рекорд прошлого года по данному показателю повторить не удастся, считает Николаев. А вот выполнение остальных задач – по усилению рубля в качестве одной из валют в международных расчетах, по модернизации и технологическому развитию, по увеличению инвестиций в инфраструктуру – можно оценить в лучшем случае "на троечку". Общий же результат за четырехлетний период выглядит более чем скромно.
Но главная беда заключается не в отсутствии особых успехов на ниве развития российской экономики. "Когда через много лет будет анализироваться деятельность нынешних руководителей страны, их подвергнут критике и проклянут не за то, что они сделали, а за то, что не сделали", – прогнозирует главный аналитик "МК-Аналитика" Олег Буклемишев. Не воспользовались демографическим дивидендом, который экономика получила в начале 2000-х г., длительным периодом высоких цен на нефть, позволившим накопить большие резервы, благоприятным международным климатом и другими возможностями, которых впредь уже не будет.
Оценивая минувший президентский срок, эксперт напомнил о пяти "и", которые Дмитрий Медведев в 2008 г. назвал в качестве приоритетов: инфраструктура, инвестиции, институты, инновации и интеллект. Инфраструктурные улучшения проходили по большей части в "показушном" виде, типа олимпийской стройки в Сочи, считает Буклемишев. При этом протяженность дорог с твердым покрытием по-прежнему снижается, а самолеты продолжают падать.
По инвестициям в России наблюдался беспрецедентный спад во время кризиса, и до сих пор они находятся там, куда свалились в тот период. Говоря об институтах, эксперт задал риторический вопрос, стали ли работать лучше наши суды или правоохранительные органы. Была, например, широко разрекламированная инициатива президента о выведении из состава совета директоров госкомпаний министров и других высокопоставленных чиновников. Но кто их заменил? Начальники департамента, ветераны спецслужб, вообще никому не известные люди. Принимались какие-то решения, шумно обсуждались, формально реализовывались – и оборачивались пшиком, констатирует эксперт.
"Об инновациях и говорить не приходится. Я не вижу никаких позитивных признаков", – отметил Буклемишев. И, наконец, что касается интеллекта – ярким примером положения дел в этой области служит тот факт, что в последнем международном рейтинге вузов ни один российский институт, включая МГУ им. Ломоносова, не попал даже в первую сотню.
И вот теперь Россия входит в новую путинскую шестилетку со стагнирующей экономикой, разваливающейся армией и ухудшающимся интеллектуальным уровнем.
Структура ориентации на экспорт сырьевых и малообработанных товаров за время правления Медведева лишь усугубилась, продолжает тему председатель наблюдательного совета ВТБ Сергей Дубинин. А ускорения экономического развития, несмотря на выход из кризиса, не происходит. Другая проблема – конкурентоспособность и производительность труда. За последние сто лет, отметил Дубинин, мы так и не смогли сократить отставание – мы по-прежнему примерно в три раза менее эффективны, чем передовые страны. "Очевидно, необходимо наращивать инвестиции. Но как это сделать? Министерство экономики предлагает решить вопрос бюджетными средствами, но за счет чего тогда выплачивать социальные, военные расходы? Повышением налогов проблему не решить, так как это ведет к ухудшению инвестиционного климата, – подчеркнул финансист. – Чтобы привлечь инвестиции, нужно изменение институциональных основ. Сегодня наши основные институты не вызывают доверия ни у наших граждан, ни, тем более, у иностранцев".
Для изменения ситуации Дубинин предлагает закончить, наконец, пересмотр итогов старой приватизации и начать новую – раздать 25% акций, находящихся в собственности у государства, гражданам, чтобы те почувствовали, что владеют реальными активами в финансовом секторе. Главное – не допустить повторения истории с ваучерами. Новая приватизация не должна быть резкой.
Спрос на институты, обеспечивающие функционирование рыночной экономики, в обществе увеличился, подтверждает исполнительный директор Фонда экономических исследований "Центр развития" Наталья Акиндинова. Больше людей стали оценивать уровень коррупции в стране как чрезмерный и предъявлять больше претензий к государству. Либеральный президент не смог повлиять на реальные процессы в экономике, но повлиял на ожидания людей. Итогом его деятельности можно считать разработку "Стратегии 2020" и других подобных документов, которые предлагают варианты решения проблем. Но нынешняя обстановка в стране говорит о том, что вероятность реализации предложенных мер невысока.
Среди самых насущных проблем Наталья Акиндинова указывает на тот факт, что одновременно с усилением зависимости госбюджета от сырьевого экспорта увеличилась зависимость населения от бюджетных поступлений. Если до кризиса доля людей, чьи доходы зависели от бюджета, была 20%, после кризиса их стало около 30%, привела данные эксперт. А ожидаемое повышение зарплат бюджетникам и прочих социальных расходов будет способствовать ее дальнейшему росту. "Увеличивается и доля людей, которые заняты в госкомпаниях, компаниях с госучастием и т.д. Усилилась зависимость рыночного сектора экономики от бюджета. Если до кризиса у компаний был доступ к иностранным займам, то сейчас он иссяк. Компании ориентируются на сотрудничество с госсектором и бюджетом", – отмечает Акиндинова. Результатом такого общего усиления зависимости, по ее словам, является, в том числе, рост монополизма, снижение конкуренции и неэффективность экономики в целом.
И, наконец, главная дойная корова российской экономики – нефтегазовая сфера – сегодня находится в состоянии деградации. "Если раньше она была средством решения многих проблем, то сегодня сама стала большой структурной проблемой. До 2030 года нам придется вложить в нее порядка $700 млрд только для сохранения физических объемов производства", – предупреждает советник Института современного развития Никита Масленников.
Екатерина Трофимова
Комментариев нет:
Отправить комментарий