четверг, 22 марта 2012 г.

Завещание бессмертного Николая Гоголя


Владимир Дергачев

ГогольНиколай Васильевич Гоголь — не только великий писатель, но и великий философ, которого другой мыслитель Василий Зеньковский называл «пророком православной культуры». Гоголь, олицетворяющий  синтез  украинской и русской культур, создал образ  беспредельного не одухотворенного пространства. Как преодолеть безграничный простор, изгнать из него бесов  и наполнить  творческой деятельностью? Как  бы ни были необходимы  внешние преобразования, по  вещему слову  Гоголя, для этого нужно  внутреннее дело  души,  прочное дело жизни.
В «Мертвых душах»  есть такие строки: «Читателям  легко судить, глядя  из своего покойного угла и верхушки, откуда открыт весь горизонт на все, что делается внизу, где человеку виден только близкий предмет». Но когда устремляешься за этот ограниченный горизонт, обнаруживаешь как «много совершалось в мире заблуждений… Какие искривленные, глухие, узкие, непроходимые,  заносящие далеко в сторону,  дороги избирало человечество, стремясь достигнуть  вечной истины». И только добравшись до пропасти, люди с ужасом вопрошают друг к другу: «ГДЕ ВЫХОД, ГДЕ  ДОРОГА?»
.
И смеясь над неразумием своих предков,  современное поколение  вновь выбирает «быструю езду» в географическом пространстве, «где не успевает  означиться пропадающий предмет». Забывает, что бесу легче всего  вновь разгуляться  не на тесном Западе,  а на просторах  восточно-европейской равнины. Сакральное пространство пути к вершинам духовным  подменяется  реальным географическим. Мы хотим,  как бы  выпрыгнуть из  месторазвития и устремиться к черту или дьяволу, готовы  за  подачки  стать «подстилкой» цивилизованного Запада. Вот Вам и  готовая национальная идея «на блюдечки с голубой каемочкой». Что нам до того, что и  возжеланная Европа не стала бы обольстительной для других народов, если  бы не возродилась в духе, а тупо  рыскала на «тройках» по  евразийским просторам.  

О геополитическом выборе пути. Великая украинская степь открыта всем ветрам, принизывающим не только её бескрайние просторы, но и души людей. И здесь, а не в географическом пространстве, и не по берегам Днепра, проходит незримая граница цивилизационного раскола. По украинской степи едут в Сечь Тарас Бульба с сыновьями, олицетворяющими два пути  в геополитическом пространстве — преданность казачьей присяге или отречение от родины и веры в пользу польского войска ради красивой полячки. Гоголь  говорит словами Тараса Бульбы  об Украине, готовой отказаться от своего сына: «Знаю,  подло  завелось  теперь на земле нашей; думают только, чтобы при них были хлебные стоги, скирды  да конные табуны их,  да  были бы  целы в погребах  запеченные меды их. Перенимают  черт знает какие  басурманские обычаи;  гнушаться языком своим;  свой со своим не хочет говорить; свой своего  продает, как продают  бездушную тварь на  торговом  рынке... но у последнего  подлюки, каков он ни есть, хоть весь извалялся он в саже   и в поклонничестве, есть и у  того,  братцы  крупица русского чувства. И проснется оно когда-нибудь, и ударится он, горемычный, об  полы руками,  схватит  себя  за головы, проклявши громко подлую  жизнь свою, готовый муками искупить позорное дело.  Пусть  же знают они все, что такое значит в Русской земле товарищество!». Но как измельчали сыновья Украины, готовые изменить  накопленному отцами богатству не ради женской красоты, а ради возможности стать частью «богатого брюха» Запада.
В безбрежном постсоветском пространстве, где  уже не гуляет  казацкая вольница, а мужики  продолжают пить горькую и кончают жизнь под забором,  опять «нет лошадей», чтобы преодолеть беспредельность. Стихия разбойников от власти  расшатывает  подрумяненную под западную демократию очередную потемкинскую деревню. Может быть,  дело не в том, что в буквальном смысле  «нет лошадей»? Как писал Николай Гоголь: «Мы еще  растопленный металл, не отлившийся в свою национальную форму...»1.  И преодолеть пространство беспредельности можно,  следуя завещания великого писателя, только в духе, наполнив его творческой  духовной энергией.

О сладком обаянии коррупции (порче нравов). Россию  и Украину пронизывает высокое напряжение энергетики «Мертвых душ» — узловой станции на политической карте страны. Доморощенный «предприниматель» от партии власти разъезжает на мерседесовских  бричках в поисках добычи, бессознательно цитируя бессмертного Гоголя: «Кто ж зевает теперь на должности? — все приобретают. Несчастным я не сделал никого..., пользовался я от избытков, брал там, где всякий брал бы; не воспользуйся я, другие воспользовались бы. За что же другие благоденствуют, и почему  должен я пропасть червем?... что скажут потом мои дети? Вот скажут, отец, скотина, не оставил нам никакого состояния!».
Но как говорил один сознательный гоголевский герой: «Дело в том, что  пришло нам спасать нашу землю, что гибнет уже земля наша  не от нашествия  двадцати иноплеменных языков, а от нас самих…. И ни какой правитель, хотя бы он был  мудрее всех законодателей и правителей, не в силах поправить зла…».
И великий писатель добавляет: «…Завелись такие  лихоимства, которых истребить нет никаких средств человеческих. Знаю и то, что образовался  другой незаконный ход  действий  мимо законов государства…».  Нужно «восстать против неправды»,  современная суть которой  имитация великих свершений и возрождение.
Но может быть это преувеличение? И вместо хирургического приемлем  терапевтический метод. Чем стали известны «братья славяне»  миру после шоковой терапии — казнокрадством, коррупцией и другими лихоимствами?  Так усилим государственный контроль. Назначим еще один самый главный финансовый или другой фискальный орган и ударим им по бездорожью. Но Гоголь,  обращаясь к нам, возражает: «Вы очень хорошо знаете, что приставить  нового  чиновника  для того, чтобы  ограничить прежнего  в его воровстве, значит  сделать двух воров наместо одного… Человека нельзя ограничить человеком… Это пустая и жалкая система… Нужно развязать  каждому руки, а не связывать  их; нужно напирать на то, чтобы каждый  держал  сам себя в руках, а не то, чтобы  его держали другие…». 

А как рассуждает великий писатель о будущем? Николай Гоголь длительное время жил в Западной  Европе — в Германии, Париже, Риме и Вене.  Он был одновременно европейцем, русским и украинцем, но писал: «Мое сердце всегда остается привязанным к священным местам Родины». Ирония судьбы.  «Истинные украинцы» отреклись от великого писателя за его принадлежность к русской культуре, а в  другом лагере  его обвиняли в  принадлежности к западноевропейской и  украинско-польской  культуре.  Даже Лев Толстой  отмечал  у него  нерусскую речь. Или вернее сказать, его русская проза  была насыщена  поэтической  энергетикой украинского языка. Не случайно, в русских школах   знаменитые тексты прозы  Гоголя  учат наизусть как стихотворения.
Гоголь был мыслителем европейского масштаба, одухотворенный истоками западной философии. Он  писал: «Стоит только  попристальнее  вглядеться в настоящее, будущее вдруг выступит само собою.  Дурак тот, кто думает  о будущем мимо настоящего. Он или соврет, или скажет загадку».  Пути и дороги к светлому будущему  сокрыты в  «темном и запутанном настоящем, которое никто не хочет узнавать». В спорах «о наших  европейских и славянских началах … весьма много дичи… Но дурно то, что два противоположные мнения, находясь  в таком еще незрелом и неопределенном виде, переходят уже  в головы многих должностных людей». Одни из них действуют в европейском духе,  другие — в противоположном направлении. И тем самым для подчиненных чиновников приходит беда: «они не знают, кого слушаться».  Этим и пользуются разные пройдохи: «И плуту  оказалось теперь  возможность, под маскою славяниста  или европиста, смотря по тому, чего хочется начальнику, получить выгодное  место и производить на нем плутни в качестве как поборника старины, так и поборника новизны».
Когда политики начинают рассуждать об очередном светлом европейском ли евразийском будущем, пришествие которого всякий раз ожидается после очередных правильных  парламентских  или президентских выборов, так не хочется рассуждать о настоящем. Удобнее всего «пялить глаза в будущее», махнув рукой на все неприглядное настоящее: «уже так заведено, чтобы передовые крикуны  вдоволь  выкричались  затем именно, дабы  умные могли  в это время  надуматься вдоволь».


Комментариев нет:

Отправить комментарий