200 лет назад влюбленный надзиратель не уследил за сосланным на остров Эльбы Наполеоном
После того как поражение стало очевидным, Наполеон Бонапарт решил умереть. Он взял емкость с ядом, которую носил с собой на протяжении многих кампаний, откупорил ее и выпил. Доподлинно неизвестно, сколько прошло времени, однако яд не подействовал. На дворе стоял апрель 1814 года, отречение от престола было подписано — впереди было пожизненное изгнание. Согласно одному из пунктов этого документа, было решено, что таким местом станет остров Эльба и что он будет принадлежать Наполеону «на время его жизни и он владеет островом как суверенный властелин».
Уже на западе седой, одетый мглою,
С равниной синих вод сливался небосклон.
Один во тьме ночной над дикою скалою
Сидел Наполеон.
В первые месяцы Наполеон даже немного был воодушевлен своим изгнанием, ведь ему оставили возможность править. Пусть даже и островом, занимающим площадь размером 224 кв. км. Бонапарт провел ряд реформ, призванных помочь местным рыбакам и солеварам. Кроме того, изгнанник занимался осушением болот, насаждением виноградников и строительством дорог. Помогали Бонапарту в управлении островом последовавшие в добровольное изгнание генералы Анри Гасьен Бертран и Луи Антуан Друо.
Вот только мыслил Наполеон по-прежнему в имперских масштабах.
От тягостных мыслей его не могли отвлечь даже парады и учения с участием 600 военных, добровольно последовавших за своим императором в изгнание. Фактически при Наполеоне была не только маленькая армия, но и небольшой флот, состоявший из восьми человек.
Главным из них был сэр Нил Кэмпбелл — полковник британской армии. Он неустанно следил за Бонапартом, докладывая властям Великобритании о каждом действии корсиканского изгнанника.
Подвела тюремщика любовь: 14 февраля он преодолел на своем фрегате пролив Пьомбино и отправился в Ливорно. Там его ждала любимая графиня Мимачи.
Сначала Бонапарт не поверил своему счастью. А после недельного отсутствия Кэмпбелла начал строить планы по возвращению во Францию. Благо Наполеону уже рассказали о том, что Бурбоны «ничего не забыли и ничему не научились».
Судьба полковника Кэмпбелла сложилась не менее трагически: после того как он принял участие в сражении при Ватерлоо, его произвели в генералы, а затем отправили в качестве губернатора Сьерра-Леоне, где он и умер от лихорадки.
Комментариев нет:
Отправить комментарий