воскресенье, 22 апреля 2012 г.

Как мысли о смерти нам жить помогают


Размышления о смерти делают нас добрее и внимательнее, а вид на кладбище способен помочь с пошатнувшимся здоровьем.


Если вы почувствовали в себе недостаток человеколюбия — отправляйтесь на кладбище! (Фото <noindex><a target=_blank href=http://www.corbisimages.com>John Stanmeyer/VII</a></noindex>.)
Если вы почувствовали в себе недостаток человеколюбия — отправляйтесь на кладбище! (Фото John Stanmeyer/VII.)

Общество обычно табуирует тему смерти. Считается (и тому есть подтверждения в работах психологов), что мысли о смерти негативно влияют на психику, способствуют асоциальному и даже антисоциальному поведению, и что нормальной жизни «размышления о вечном» следует держать в узде. С психологами тут многие согласятся, да и история культуры, казалось бы, подводит нас к тому же выводу: всё, от древнейших ритуалов и суеверий до нынешних медиапотоков позитива, направлено на блокировку любых мыслей о смерти
.
Однако, как полагают исследователи из Университета Миссури (США), психологи тут не вполне объективны и попадают в известную методологическую ловушку, которая описывается пословицей «искать там, где светло». То есть исследователи сознательно или бессознательно отбирают только те результаты, которые указывают на вредность размышлений о смерти. В статье, опубликованной в Personality and Social Psychology Review, авторы суммируют и анализируют данные, говорящие как раз об обратном — о том, что такие мысли могут оказывать благотворное влияние на психику. Например, описывается эксперимент, в котором вид кладбища повышал в людях альтруизм. Двое специально подобранных актёров разыгрывали перед случайным прохожим разговор о важности взаимопомощи или же на какую-то другую, нейтральную тему. Действие происходило либо рядом с кладбищем, либо далеко от него (так, чтобы его даже видно не было). В какой-то момент один из разговаривающих ронял свои вещи. Психологов интересовало, кто из свидетелей разговора бросится на помощь. Оказалось, что рядом с кладбищем помощь оказывали на 40% чаще.
Разумеется, человека вовсе не обязательно обуревают размышления о смерти, когда он просто оказывается рядом с кладбищем. Но как раз на этом учёные и акцентируют внимание: траурные символы влияют на нас на бессознательном уровне, и далеко не всегда в негативном смысле.
Другие эксперименты указывают на то, что мысли о смерти стимулируют экологическую сознательность: люди начинают чаще задумываться о состоянии окружающей среды и стараются вести себя так, чтобы причинить ей меньше вреда.
Более того, мысли о смерти делают людей терпимее; как показали исследования с участием американских и иранских религиозных фундаменталистов, они становились более миролюбивыми по отношению к собственным оппонентам.
Ну и, наконец, самое удивительное: мысли о смерти побуждают вести более здоровый образ жизни, отказываться от вредных привычек и чаще обращаться к врачу. Но это, впрочем, легко можно понять. Одних людей мысли о бренности бытия заставляют опустить руки, зато другие начинают бороться со смертью до последнего, изводя врачей и близких своей мнительностью и фантазиями о недомоганиях. В связи с этим, разумеется, возникает мысль: а нельзя ли, например, закоренелых курильщиков перевоспитывать экскурсиями по кладбищам? Можно ли бороться с наркозависимостью регулярным прослушиванием церковной заупокойной службы? И особенно, конечно, впечатляет мысль о создании этакого своеобразного психического оружия, нацеленного против разнокалиберных террористов. И не будут ли более эффективными вооружённые действия, если вместо ракет и бомб на территорию врага сбрасывать надгробные памятники?..
Ну а если серьёзно, то сами авторы работы делают вывод, что образ смерти заставляет нас пересмотреть свою систему ценностей: насколько важны цели, которые мы себе поставили, надо ли тратить на это жизнь и не стоит ли заняться чем-то более важным — к примеру, помощью ближнему. Иными словами, не нужно бояться мыслей о смерти: они делают нас лучше. Но важно не переборщить: в конце концов, депрессии от длительных размышлений такого рода ещё никто не отменял.
Подготовлено по материалам Society for Personality and Social Psychology.     Текст: Кирилл Стасевич

Комментариев нет:

Отправить комментарий