Экономика России замедлится из-за геополитических рисков. К такому выводу пришли аналитики Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). Согласно новой оценке, темп роста российской экономики в 2018 и 2019 годах останется на уровне 2017 года — около 1,5%. Ранее ЕБРР был настроен более оптимистично — считал, что в текущем году экономика РФ вырастет на 1,7%.
«Рост будет поддерживаться продолжающимся восстановлением потребления и увеличением инвестиций, а также высокими ценами на нефть и стабилизацией макроэкономической ситуации», — отмечается в майском отчете банка.
В то же время, пишет ЕБРР, введенные США новые антироссийские санкции «усилили экономическую неопределенность инвесторов». По оценкам экспертов, на ухудшение прогноза повлияло то, что «инвестиционная активность остается вялой».
В ЕБРР уверены, что рост российского ВВП необходимо поддерживать восстановлением потребления и инвестиций, а также более высокими ценами на нефть и макроэкономической стабилизацией. «Основные риски исходят от цены на нефть, отсутствия реформ бизнес-среды, геополитической напряженности и продления санкций», — отмечают аналитики
По их мнению, без «существенных реформ» рост ВВП России в долгосрочной перспективе будет оставаться на уровне 1−2% в год. Основными препятствиями для более высокого роста, как считает ЕБРР, остаются недостаток инвестиций, устаревшие производственные мощности, а также неблагоприятные внутренние структурные факторы, включающие слабую демографию, неразвитую инфраструктуру и сильное влияние государства на экономику.
Заметим, примерно таким же видится будущее экспертам Международного валютного фонда (МВФ). В своем апрельском обзоре фонд отметил, что нефтяные цены в 2018—2019 годах будут колебаться в районе $ 60 за баррель. Незначительное улучшение прогнозной цены нефти не затронуло прогноза фонда в отношении России. Он остался на уровне 1,7% прироста ВВП в 2018 году и 1,5% в 2019-м. Далее, считают в МВФ, рост останется фактически на том же уровне до 2023 года — «в силу структурной слабости и негативного эффекта санкций на инвестиции».
Что характерно, в своем прогнозе МВФ подчеркивал, что пока не учитывал влияния пакета апрельских санкций на экономику РФ. Но в том, что санкции добавили России проблем, западные экономисты не сомневались.
Так, агентство Fitch сообщало, что «введенные санкции окажут негативное влияние на кредитоспособность затронутых компаний, даже если российское правительство предоставит им поддержку». «Вероятно, они потеряют часть контрактов и доступ к финансированию, а ослабление их кредитоспособности увеличит кредитный риск для кредитующих их банков», — предсказывали в Fitch.
Прогноз ЕБРР, по всей видимости, «стоимость» последних санкции учел. И она оказалась не такой уж символической — 0,2% ВВП России.
Что стоит за прогнозом ЕБРР, какие геополитические риски грозят России?
— Риски, которые перечисляет ЕБРР — цена на нефть, отсутствия нормальной бизнес-среды, геополитическая напряженность — никуда со временем не исчезнут, — отмечает президент Союза предпринимателей и арендаторов России Андрей Бунич. — Поэтому лично мне прогнозы ЕБРР и МВФ представляются даже чересчур оптимистичными.
Я не вижу, как из нашей экономики выжимать даже 1,5% роста. Проблема в том, что новое правительство РФ намерено продолжать прежнюю экономическую политику: макроэкономическую, налогово-бюджетную, денежно-кредитную. Продолжение нынешнего курса и есть главный риск. В рамках этой политики — с учетом общей обстановки — рост вообще может оказаться невозможным.
Напомню, впереди маячит полное исчерпание резервов — даже по прогнозам Минфина этот момент не за горами. Плюс, как уже заявил Дмитрий Медведев, для исполнения новых «майских указов» требуется найти дополнительно как минимум 8 трлн. рублей до 2024 года.
В такой ситуации куда более вероятен не рост, а просадка экономики, едва цены на нефть пойдут вниз. А они, я считаю, непременно пойдут. Добыча нефти постепенно увеличивается — сейчас Россия выполняет свои обязательства по ОПЕК+ на 93%, а вслед за этим снижается вероятность продления соглашения по сокращению добычи. Данные Комиссии по торговле товарными фьючерсами США (CFTC) также говорят о снижении потенциала роста нефтяных цен.
«СП»: — Можно ли сказать, что апрельский пакет санкций США обошелся РФ в 0,2% ВВП?
— Замечу, что апрельские санкции — не последние. Экономическая удавка вокруг России будет и дальше сжиматься. Рассчитывать, что в какой-то момент давление прекратится, и все вернутся на круги своя, попросту не приходится. Нам нужно принимать адекватные экономические меры, которые позволят жить в новой реальности.
Да, отдельный — апрельский — пакет санкций вполне может потянуть на 0,2% ВВП. Но общее нагнетание обстановки вокруг России, вытеснение ее с мировых рынков, ограничения в технологиях и капитале, при отсутствии у РФ собственной финансовой системы, — все это может вылиться в гораздо большие цифры. В перспективе, я считаю, это может привести нашу экономику даже к отрицательной динамике.
Подчеркну — сказанное справедливо при условии, что нынешний курс останется неизменным.
«СП»: — Какие геополитические риски могут затормозить российскую экономику?
— Геополитическое давление, я считаю, будет нарастать в Сирии и в целом на Ближнем Востоке. Цель такого давления — заставить Москву вести себя так, чтобы никому из игроков в голову не пришло надеяться на Россию как на союзника.
Будет и нагнетание напряженности в отношениях РФ с Украиной. И даже не для того, чтобы забрать обратно тот же Донбасс, а чтобы создать очередной кризис. В том числе, возможно, военный.
Наверняка США, кроме того, будут давить на болевые точки РФ на постсоветском пространстве. Они попытаются максимально оттягивать страны ближнего зарубежья от России — этот процесс уже сегодня идет полным ходом.
Я считаю, такое нагнетание напряженности неизбежно именно потому, что Россия пытается сохранить прежний экономический курс. Попытка сохранить при этом еще и остатки прежней внешней политики, бесспорно, ведет к противоречиям.
«СП»: — Что эти противоречия означают на практике?
— Что Кремлю придется жертвовать внешней политикой, если он желает сохранять прежний экономический курс. А это, в свою очередь, может вызвать эффект домино — расшатать ситуацию как внутри России, так и вокруг нее. Просто потому, что никогда внешнеполитические уступки ни к чему хорошему не приводили.
Между тем, наши экономисты из лагеря сторонников Алексея Кудрина — например, Евгений Гонтмахер, — прямо говорят, что «без перемен во внешней политике реформы в России попросту невозможны».
«Без перемен» — значит, без уступок. Получается, под экономической реформой эти люди понимают одно: уступки во внешней политике, плюс попытки выпросить за это что-то у Запада.
Но Запад уступки примет, а взамен ничего не даст. Мы это уже проходили в 1991 году — тогда России тоже обещали за внешнеполитические уступки огромные деньги, но в итоге денег так и не последовало. Теперь, я считаю, мы можем наступить на те же грабл
«СП»: — Есть ли признаки, что нынешний экономический курс будет меняться?
— Я считаю, нет. Антон Силуанов, которому в новом кабмине будет поручена вся экономическая политика, занимает вполне ясные — прокурдинские — позиции.
Поэтому наша экономическая «стратегия», я считаю, будет и дальше лежать в русле предложений главы ЦСР.
Кудрин надеется, что социальные обязательства удастся подрезать, налоги поднять, где-то подзанять денег — и таким образом свести концы с концами. Сейчас, когда цены на нефть подросли, тупиковость этого курса удается скрывать. Но как только «черное золото» подешевеет, тайное станет явным, и Медведев, возможно, будет все-таки отправлен в отставку с поста премьера.
Прогноз ЕБРР, по всей видимости, «стоимость» последних санкции учел. И она оказалась не такой уж символической — 0,2% ВВП России.
Комментариев нет:
Отправить комментарий