За последние лет 10-12 понятие Русский мир накрепко вошло в наш обиход. Мы слышим о Русском мире в теле и радиопередачах, читаем в газетах и Сети. Некоторые даже размышляют о нем и пишут философские труды. Но, если спросить несколько первых попавшихся человек на улице, что, собственно, это значит, мы вряд ли получим четкий и однозначный ответ. Так не пришло ли время его поискать?
ИДЕЯ И РЕАЛЬНОСТЬ
Когда мы говорим о Русском мире (именно так, с заглавной буквы), то имеем в виду не отсутствие войны, а определенное человеческое сообщество в первую очередь. Сообщество в том значении этого слова, о котором говорит поговорка «на миру и смерть красна». Нет сообщества (общества, общины) – нет и мира. Но просьба не путать Русский мир с Россией. Первый – гораздо шире, поскольку люди, ассоциирующие себя с ним, могут жить хоть на другом континенте, хоть и вовсе на Марсе (в отдаленной перспективе, разумеется). Некоторые и вовсе считают Русский мир всего лишь идеей той или иной степени абстракции, которая призвана объединить людей, считающих себя русскими, в упомянутое сообщество. Другим кажется, что понятие Русский мир имеет самое непосредственное отношение к пресловутым имперским амбициям тех, кто до сих пор тоскует по Российской империи и Советскому Союзу. Доля истины в подобных концепциях есть. Однако реальность, как нам кажется, такова, что Русский мир существует на самом деле. Физически. Хотя и не очерчен полностью государственными границами. По одной простой причине – почти треть миллиарда человек на Земле считают себя к нему причастным. И все это живые, настоящие, обладающие плотью и кровью, мыслящие люди, а вовсе не абстрактные идеи. К слову и справедливости ради, заметим, что Русский мир в этом смысле не уникален. Кроме него существует Английский, Испанский, Китайский, Французский и Португальский миры. Также не станем забывать, что Русский мир (как и все прочие) обладает и своим основообразующим, изначальным пространством, территорией, на которой он проявляется наиболее всесторонне, значимо и ярко. И территория эта, разумеется, Россия.
ЯЗЫК, ДУХ И ХАРАКТЕР, ЩИ
Итак, что же отличает Русский мир от других, подобных ему миров? В первую очередь, это, конечно же, язык, на котором разговаривают люди, причисляющие себя к нему. О богатстве и значимости русского языка писали столько, что повторять избитые истины нет никакого резона. С его помощью мы не только общаемся, учимся, развлекаемся, читаем и пишем. На русском языке мы думаем. Это - источник для укрепления старых и получения и осознания новых смыслов, альфа и омега нашей цивилизации, Русского мира. Далее – это дух. Неуловимая субстанция, которую просто так не охарактеризуешь. «Там русской дух... там Русью пахнет!» - от полноты чувств воскликнул некогда Александр Сергеевич в начале своей великой поэмы «Руслан и Людмила». Перечитайте, кто подзабыл, не пожалеете. Вообще, искусство, как таковое, и поэзия в частности способны и даже призваны передавать то, о чем мы говорим. И иногда у них это получается. Если же попробовать охарактеризовать русский дух буквально в двух словах, то слова эти будут, вероятно, «справедливость и настойчивость». Все остальные характеристики, как то благородство, смелость, душевная доброта и одновременно низость, открытость, лень и разгильдяйство и прочие идут от этих двух. Ради справедливости русский человек не пожалеет жизни ни своей, ни чужой. А в настойчивости достижения цели, будь то победа над врагом, покорение космоса или построение нового общества, дойдет до последнего предела и даже его перешагнет. Характер. Это почти то же самое, что дух, только приземленнее, реальнее, зримей. Отражается в конкретных поступках. Лечь грудью на пулемет, спасая товарищей или годами валяться на печи (диване) в бесполезных мечтаниях – это он, характер. Ну и, наконец, щи. Другими словами – пища, еда. Мы любим пробовать чужую кухню и охотно перенимаем то, что нам особенно понравилось, но согласитесь, что представить Русский мир без квашенной капусты, соленых огурцов щей или кваса (про водку помолчим) - невозможно.
«НАШИ МЕРТВЫЕ НАС НЕ ОСТАВЯТ В БЕДЕ»
Что еще очень важно, как нам кажется. Русский мир чем-то похож на Церковь Христову, которая по одному из богословских определений является собранием всех христиан – и живущих, и умерших, соединенных верой и любовью Христа и к Христу, священноначалием и святыми Таинствами. Подчеркнем – живущих и умерших. Русский мир не может похвастаться подобным определением, но память о тех, кто когда-то его составлял, живших хоть тысячу, хоть сто или меньше лет назад, играет в его бытии и самоосознании важнейшую роль. Владимир Красно Солнышко и Илья Муромец (настоящие и былинные), Евпатий Коловрат, Дмитрий Донской, Сергий Радонежский, Александр Невский, Петр Первый, Екатерина Великая, Михайло Ломоносов, Александр Пушкин, Лев Толстой, Федор Достоевский, Александр Матросов, Георгий Жуков, Юрий Гагарин и Сергей Королев – все эти люди в обычном понимании современного русского человека составляют не просто славу Русского мира – они почти ничем не отличаются от нас с вами, потому что разделяли те же ценности, что и мы. И здесь мы подходим ко второй части сравнения Русского мира с Церковью. И он, и она соединены и крепятся верой и любовью. Только Церковь – Христовой, а Русский мир любовью к Родине, России. И, соответственно, верой в нее же. Таким образом, получается, что Русский мир без особых изменений (территорию, социальное и политическое устройство мы сейчас не рассматриваем) существует уже больше тысячи лет и, будем надеться, продолжит свое существование в грядущих веках. То же, в целом, относится и к остальным мирам – Китайскому, Английскому, Испанскому, Португальскому и Французскому.
РУССКИЙ. А ЧЕЙ ЖЕ ЕЩЕ?
Есть историческая байка, хорошо иллюстрирующая мысль, которую мы попытаемся сейчас высказать. Известный французский путешественник, аристократ и писатель Астольф де Кюстин, посетивший Россию в 1839 году и затем написавший книгу о ней, однажды присутствовал на придворном балу. К нему подошел император Николай Первый и осведомился:
- Маркиз, как вы думаете, много ли русских в этом зале?
- Все, кроме меня и иностранных послов, ваше величество! – ответил маркиз.
- Вы ошибаетесь, - сказал Николай. - Вот этот мой приближенный - поляк, вот немец. Вон стоят два генерала - они грузины. Этот придворный - татарин, дальше финн, а там крещеный еврей.
- Тогда где же русские? — спросил Кюстин.
- А вот все вместе они и есть русские.
Да, язык. Да, дух и характер. Да, щи и квас. И даже территория. Но не «кровь», не национальность, как таковая, является краеугольным камнем Русского мира. Что бы ни считали по данному поводу наши доморощенные приверженцы национальной идеи. Слишком много народов и «кровей» изначально участвовало в рождении, создании и развитии Русского мира, чтобы можно было доказуемо утверждать обратное. И, опять же заметим, что это относится ко всем, нами уже упомянутым, мирам. За исключением, пожалуй, Китайского. Но он гораздо старше остальных, и к нему особый счет. И тем не менее мир, о котором мы говорим, зовется Русским. По одной простой причине. Он – наш. Мы здесь живем. И память о нас тоже останется здесь.
Аким Бухтатов
Комментариев нет:
Отправить комментарий