среда, 21 февраля 2018 г.

Мы сможем изменить собственную биологию. Но готово ли к этому общество?

Related image
Улучшение нашей собственной биологии может показаться чем-то из разряда научной фантастики, но попытки улучшить человечество, на самом деле, предпринимались уже тысячи лет назад. Каждый день мы улучшаем себя при помощи кропотливых упражнений, медитации или принимая энергетики, например, кофе или популярные среди студентов ноотропы. Вместе с тем улучшаются инструменты, при помощи которых мы улучшаем свою биологию, становятся все более инвазивными и эффективными.

За последние десять-двадцать лет мы разработали множество мощных методов, таких как генная инженерия и нейрокомпьютерные интерфейсы, которые переопределяют нашу человечность. В краткосрочной перспективе такие методы улучшения найдут применение в медицине и станут лекарством от множества заболеваний и недугов. В дополнение к этому в грядущие десятилетия они могут позволить нам улучшать собственные физические способности или даже оцифровать человеческое сознание.

Что нового?

Многие футурологи утверждают, что наши устройства, например смартфоны, уже в некоторой степени стали продолжением нашей коры головного мозга и абстрактной формой улучшения. По мнению философов Энди Кларка и Дэвида Чалмерса, мы используем технологии для расширения границ человеческого сознания за пределы черепов.
Можно утверждать, что доступ к смартфону повышает когнитивные способности человека и является косвенной формой самосовершенствования. Можно рассматривать его как абстрактную форму нейрокомпьютерного интерфейса. Кроме того, на рынке доступны носимые устройства и компьютеры, и люди – например спортсмены – используют их для повышения своего прогресса.
Однако эти интерфейсы становятся менее абстрактными.
Не так давно Илон Маск сообщил о создании новой компании Neuralink, целью которой будет слияние человеческого разума с искусственным интеллектом. За последние несколько лет в области аппаратного и программного обеспечения нейрокомпьютерных интерфейсов произошли поразительные изменения. Специалисты проектируют новые электроды и программируют лучшие алгоритмы для интерпретации нейронных сигналов. Ученым уже удалось дать парализованным пациентам возможность набирать текст силой мысли и даже сообщить мысль одного мозга другому, используя только волны мозга.

Этические проблемы улучшения

Конечно, у таких улучшений есть много социальных и этических последствий.
Одна из самых фундаментальных проблем когнитивных и физических улучшений состоит в том, что они вступают в противоречие с самим определением достоинств и успехов, на которые общество полагалось тысячелетиями. Многие формы повышающих производительность препаратов считались и считаются запретными.
Возможно, нам стоит пересмотреть свое отношение к таким вещам.
Например, мы привыкли оценивать тяжелый труд и талант должным образом, так что человек поработал определенным образом и заслужил свою награду. Если вы талантливы и успешны, это, как правило, связано с тем, что вы усердно трудились и старались не упускать возможность, когда она появлялась. Но по таким стандартам сколько достижений на самом деле мы можем считать честными?
Например, генетическая лотерея может оказать огромное влияние на предрасположенность и личность человека, что, в свою очередь, может повлиять на такие факторы, как мотивация, рассуждения и другие умственные способности. Многие люди рождены с природными навыками или физическими способностями, которые дают им преимущества в определенной области или же дают им возможность быстро учиться. Но насколько честным будет оценивать выдающуюся работу человека, если большую ее часть сделали гены?
Помимо этого, уже существует множество способов, с помощью которых мы используем «короткие ходы» для улучшения умственной производительности. Казалось бы, обычные привычки или действия – кофе, медитация, зарядка или сон – на деле существенно повышают производительность в любой области и вполне нормально воспринимаются обществом. Даже язык может оказывать положительное физическое и психологическое воздействие на человеческий мозг. Давайте также не будем забывать, что некоторые из нас рождаются с большим доступом к развитию грамотности, нежели другие.
Учитывая все эти причины, можно утверждать, что когнитивные способности и таланты в настоящее время получают больше от неконтролируемых факторов и удачи, чем мы хотели бы признать. Во всяком случае, нейрокомпьютерные интерфейсы могут повысить индивидуальную автономность и дать возможность выбора способностей.
Как указывает Карим Джебари, если для выполнения определенной роли требуется определенная характеристика или черта, а человеку не хватает этой черты, разве было бы неправильно реализовать эту черту через нейрокомпьютерные интерфейсы или генную инженерию? Чем это будет отличаться от любой традиционной формы обучения и приобретения навыка? Это позволит убрать ограничения у индивида, которые возникли подневольно, например, из-за биологических факторов (или даже травматического опыта).
Другой важной этической проблемой является равенство. Как и в случае с любой другой новой технологией, существуют веские опасения в отношении того, что технологии когнитивных улучшений принесут пользу только богатым, тем самым усугубляя существующее неравенство. Именно здесь государственная политика и нормативные акты могут сыграть ключевую роль в воздействии технологий на общество.
Технологии улучшения могут либо добавить неравенства, либо помочь нам решить этот вопрос совсем. Образование и помощь для стран третьего мира будут протекать в ускоренном темпе, помогая в целом человеческому прогрессу. Изменение «нормального диапазона» человеческих способностей и интеллекта могут существенно изменить движение в сторону положительных тенденций.
Многие также высказывают опасения по поводу негативных применений биологических усовершенствований со стороны правительств, включая евгенику и создание суперсолдат. Вопросы безопасности всегда будут, особенно на ранних этапах экспериментирования с методами улучшений.
Нейрокомпьютерные интерфейсы, к примеру, могут оказать влияние на автономию. Такой интерфейс использует информацию, извлеченную из мозга, для стимуляции или модификации систем для достижения определенных целей. Эта часть процесса может быть усилена за счет внедрения системы искусственного интеллекта в интерфейс, которая предоставит возможность третьей стороне потенциально манипулировать привычками, эмоциями и желаниями человека за счет манипуляций с интерфейсом.

Ключ к трансцендентности

Важно обсуждать эти риски, не отказываясь от технологий, и постепенно продвигаться, минимизируя вред и оптимизируя преимущества.
Стивен Хокинг отмечает, что «с помощью генной инженерии мы сможем увеличивать сложность нашей ДНК и улучшать человеческий род». Потенциальные преимущества биологических модификаций, бесспорно, являются революционными. Врачи получат доступ к мощному инструменту для борьбы с болезнями, что позволит нам жить дольше и здоровее. Мы могли бы продлить свою жизнь и решить проблему старения, сделав важный шаг к тому, чтобы стать космическим видом. Мы можем начать модифицировать кирпичики мозга, чтобы стать более разумным видом, способным решать великие задачи.
Возможно, эволюция в будущем уже не будет обусловлена естественными процессами. Она будет обусловлена человеческим выбором и неслучайными мутациями. Улучшение человека позволит нам взять под контроль эволюцию и сформировать будущее нашего вида. Расскажите в нашем телеграм-канале, как вы относитесь к этому?

Комментариев нет:

Отправить комментарий