14 сентября по новому стилю Православная Церковь отмечает новолетие, или начало нового богослужебного года. Согласно принятому в Византии и допетровской Руси летоисчислению, начинается 7525 год от сотворения мира. Как возникло и попало на Русь это летоисчисление?
19 декабря 1699 года царь Петр I подписал указ "О писании впредь генваря с 1 числа 1700 года во всех бумагах лета от Рождества Христова, а не от сотворения мира". Так Россия перешла на принятое в Европе счисление лет, хотя до 1918 года между российским юлианским и европейским григорианским календарем оставалась постоянно увеличивающаяся разница, сейчас составляющая 13 дней — потому и сейчас в январе мы, помимо официального, празднуем и "старый новый год". Но наши предки, жившие до Петра, праздновали новый год 1-го сентября (но новому стилю — 14-го), причем начало летосчисления относилось на 5509 год до нашей эры. Этот календарь, вместе со старым стилем, до сих пор признается Православной Церковью — именно в сентябре начинается годовой цикл богослужений
Летоисчисление от сотворения мира пришло на Русь из Византии вместе с православием. Причем как на Руси, так и в Византии началом года в разное время считались 1 марта и 1 сентября, из-за чего современные историки часто сталкиваются с путаницей в летописных датах.
Год сотворения мира, 5509 до нашей эры, был рассчитан константинопольскими толкователями Священного Писания в 353 году по приказу императора Констанция. Наряду с этой эрой существовали и другие — римские, александрийские, еврейские и многие другие, в которых дата сотворения мира отличалась от константинопольской на сотни, а то и тысячи лет. Дело в том, что Библия не содержит точных датировок, и рассчитать время жизни Адама можно либо по генеалогиям, либо по пророчествам. Но в генеалогиях слово "сын" может означать и отдаленного потомка, а пророчества могут толковаться разными способами. К тому же, в те времена и не столь отдаленные события датировались неоднозначно. К примеру, общепринятую сейчас дату Рождества Христова рассчитал монах Дионисий только в 525 году, причем большинство современных ученых считают, что он ошибся на 4 или 5 лет. Что уж говорить о в буквальном смысле доисторических временах!
Читайте больше на https://www.pravda.ru/faith/religions/orthodoxy/14-09-2010/1049284-ngod7519-0/Православное летоисчисление часто является объектом насмешек атеистов: "Батюшка, а почему учитель в старшем классе говорит, что Земля миллион лет стоит, а не как в Законе Божьем — пять тысяч?" (Николай Островский, "Как закалялась сталь"). Но, по мнению византийцев, в 5509 году до н. э. произошло не начало, но завершение творения мира. То есть, в этом году был создан Адам и началась человеческая история. Дочеловеческую историю, шесть дней творения, это летоисчисление не рассматривает — ведь "для Бога один день как тысяча лет и тысяча лет как один день".
Византийцы относили на VI тысячелетие до нашей эры начало истории человечества, что не так уж и сильно расходится с современными представлениями. Археологи датируют наиболее ранние раскопки первых цивилизаций, первые города, про которые можно сказать, что они были построены людьми в современном понимании этого слова, а не пещерными троглодитами, VII-IX тысячелетиями до н. э. Так что если византийцы и ошибались с возрастом человеческой цивилизации, то в пределах допустимой для их времени погрешности, а вовсе не на порядки.
Впрочем, в средневековой Византии, да и на Руси, в повседневной жизни летоисчисление от сотворения мира практически не использовалось. Византийцы, а за ними и русские, считали годы либо от начала правления очередного императора или князя, либо по индиктам — 15-летним периодам, начинавшимся также 1 сентября.
Так, наступающий год они бы назвали 4-м индиктом (начало цикла индиктов — это кратные пятнадцати годы от сотворения мира). Год же от сотворения мира добавлялся к этой датировке только в летописях или официальных документах, и то отнюдь не всегда — в повседневной жизни номер года в 15-летнем цикле обычно не требовал уточнения, так же, как мы часто говорим "10-й год", не уточняя, что он 2010-й.
Почему же первым днем года в счете как от сотворения мира, так и по индиктам, было принято 1 сентября? По одной из основных версий, эту дату ввел первый христианский император, святой равноапостольный Константин Великий в 312 году, в противовес летосчислению языческого Рима, в котором новый год праздновался 1 марта (в память об основании Рима Ромулом и Ремом). По указу Константина 1 сентября, с окончанием основных полевых работ, проводилась оценка имений, определялись размеры налогов. Именно тогда был введен цикл пятнадцатилеток-индиктов, изначально носивший прикладной экономический характер.
Читайте больше на https://www.pravda.ru/faith/religions/orthodoxy/14-09-2010/1049284-ngod7519-0/Впрочем, традиция праздновать новый год 1 марта также сохранялась в Византии до Х, а на Руси — даже до XV века.
В день сентябрьского новолетия Церковь вспоминает следующий евангельский эпизод. Христос, вернувшись в Назарет из пустыни, где Его искушал дьявол, прочел перед собравшимися в синагоге пророчество из книги Исайи:
"Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное".
Читайте больше на https://www.pravda.ru/faith/religions/orthodoxy/14-09-2010/1049284-ngod7519-0/Это было начало проповеди Христа перед народом, потому и проводится аналогия между "летом Господним благоприятным" и наступлением очередного нового года.
В Византии и допетровской Руси существовал особый церковный чин "летопроизводства". В городах проходил торжественный крестный ход на центральную площадь, возглавлявший шествие епископ освящал воду, поздравлял и благословлял народ. В Москве XV-XVII века на этот праздник собиралось на Ивановской площади до 30 тысяч человек, к которым выходили с поздравлениями царь и патриарх. В 1598 году в день новолетия венчался на царство Борис Годунов.
После окончания праздничной службы на Руси было принято посвящать дань начала "лета благоприятного" делам милосердия. Беднякам и нищим щедро подавали милостыню, отдавали старую одежду и обувь. Бояре и богатые купцы устраивали сытные обеды для малоимущих, наделяли народ гостинцами и подарками, посещали заключенных в темницах
Читайте больше на https://www.pravda.ru/faith/religions/orthodoxy/14-09-2010/1049284-ngod7519-0/
Комментариев нет:
Отправить комментарий