воскресенье, 3 июля 2016 г.

НАШЕГО УМА ДЕЛО


Человечество неуклонно движется по дороге прогресса. Мы расселились по всей Земле, построили кучу хитроумных машин, побывали на Луне, опустились на океанское дно и учредили Нобелевскую премию за достижения в науке и литературе. Тем не менее, именно сейчас некоторые ученые всерьез считают, что сегодняшние дети сильно отстают в развитии от своих сверстников 25-30-летней давности. Если это так, то кто виноват и что делать? И нужно ли что-то делать вообще?

КОРОТКО О ГЛАВНОМ
Наш мозг – очень и очень пластичный орган и может приспособиться к любым обстоятельствам. Вероятно, каждый может вспомнить моменты из своей жизни, когда в сложных ситуациях он быстро находил правильные решения. И наоборот – стоит расслабиться перед телевизором или компьютером и кажется, что наш мозг почти прекращает осознанную активность, бездумно поглощая предлагаемые картинки, одинаковые по своей сути новости или готовые ответы на простые вопросы. То же самое подтверждает и наука. Еще в 1940-х годах канадский психолог, философ и физиолог Дональд Хэб выпустил у себя дома несколько лабораторных мышей, дав им полную свободу. А через несколько недель принес их обратно в лабораторию и поместил в лабиринт для традиционных тестов. И что же? Погулявшие «на воле» крысы оказались гораздо сообразительнее своих товарок, не покидавших клеток, и решали задачи изобретательней и быстрее. Стоит ли говорить, что с тех пор подобных экспериментов было проведено несчетное множество? И все они раз за разом подтверждали одну и ту же истину: чем разнообразней внешняя среда, в которой находится животное, тем оно «умнее и сообразительней». Это отражается не только в поведении, но и на физиологическом уровне. Доказано, что у таких животных увеличивается размер мозга и его кора, укрепляются синапсы нейронов, появляются новые детритные отростки, отвечающие за связь с другими нейронами. Даже научный термин появился, который иллюстрирует подобное влияние на мозг окружающей среды – «средовое обогащение».
ГАДЖЕТ ВМЕСТО МОЗГОВ
Вспомним свое детство. Мы играли в подвижные игры на свежем воздухе, чреватые синяками и травмами. Лазили по деревьям, крышам и подвалам. На свой страх и риск, без сопровождения взрослых, изучали окружающее пространство города или деревни, зачастую удаляясь очень далеко от дома. Мы не боялись сами ходить в лес за грибами, купаться в речках и озёрах, пересекать город на общественном транспорте или пешком. У нас были десятки друзей и товарищей, с которыми мы общались лицом к лицу. Ответы на вопросы мы искали в книгах, для чего записывались в библиотеки и не жалели времени на чтение.
А наши дети играют в видеоигры, не отрываясь от экранов, дружат с такими же, как они, удаленно через интернет, готовые ответы на любые вопросы им дают поисковые системы. Не все дети, конечно. Но большинство из них. Ученые предрекают, что уже в будущем году у 70% населения России будут смартфоны (у 80% в США, Германии и Японии, у 84% в Южной Корее). И можно не сомневаться, что основными владельцами станут дети и подростки. Во-первых, потому, что они быстрее взрослых овладевают новыми гаджетами и цифровыми технологиями. А во-вторых, взрослые часто сами предпочитают сунуть своему чаду новую электронную «игрушку», следуя старой пословице: «Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало». И дитя начинает вовсю тешиться. Результат: отставание в развитии, атрофия навыков самостоятельного мышления, потеря памяти, расстройство внимания, низкий уровень самоконтроля. Опять же, не у всех. Но, как показывают исследования, у очень и очень многих детей цифровой эпохи, и количество таковых с каждым годом растет. При этом физические изменения в их мозгу, напоминают те, которые бывают на ранних стадиях старческого слабоумия или даже после черепно-мозговых травм.
ТАК ЛИ ВСЕ ПЛОХО?
Давайте вспомним. «Дети перестали слушаться своих родителей. Видимо, конец света недалеко». Это надпись на стене древнеегипетского храма, датированная XV веком до н.э. А вот, что писал через тысячу лет Сократ: «Нынешняя молодежь привыкла к роскоши. Она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших. Дети спорят с родителями, жадно глотают еду и изводят учителей». Не правда ли, похоже на наши нынешние стенания по поводу молодежи? Да, они не отрываются от смартфонов и планшетов, сутками торчат в интернете и, как нам кажется, мало читают. Однако те же самые опасения высказывали взрослые и родители развитых стран мира по отношению к детям во времена стремительного распространения телевидения. Считалось, что ребенок, проводящий у голубого экрана больше двух часов в день, попадает в зону риска. Испорченное зрение, замедление умственного развития, нарушение внимания, отсутствие навыков аналитического мышления, неумение и нежелание читать – вот неполный набор опасностей, поджидающих тех, кто с детства не мыслит своей жизни без «зомбоящика». И что же? Прошли десятилетия, и дети, якобы выросшие «на телевизоре», стали успешными инженерами, учителями, высококвалифицированными рабочими, бизнесменами, писателями и врачами. Ничем не хуже своих предшественников, которые впервые увидели телепередачу уже взрослыми людьми. Теперь же у нас повсеместный интернет, сплошные смартфоны-планшеты и все те же опасности. Но не преувеличиваем ли мы их, как преувеличивали некогда негативное влияние телевидения?
УТРАТЬ МЕРУ И ТЫ УТРАТИШЬ МИР
И наоборот. А так же у каждого явления две стороны, и «все мне позволено, но ничто мною не владеет» (апостол Павел). Можно долго приводить подобные примеры людской мудрости, суть которой не меняется на протяжении тысячелетий: до тех пор, пока человечество развивается, оно всегда будет сталкиваться со многими опасными вещами, которые само же и вызывает к жизни. Так было, есть и, надеемся, будет. Изобретение пороха и динамита. Ядерная энергия. Телевидение. Генетическая инженерия. Всеобщая компьютеризация и интернет. И это только начало. Впереди нас ждет появление искусственного интеллекта, овладение термоядом, антигравитацией, нуль-транспортировкой… Вопрос не в том, опасно ли все это (разумеется, опасно!). А в том, как свести опасность от новых открытий и технологий к минимуму, а пользу - к максимуму.
И ответ на данный вопрос, думается, лежит в подзаголовке выше. Чувство меры. Только оно способно провести человека между Сциллой вседозволенности и Харибдой полного самоограничения. Самые мудрые давно это поняли и не покупают своим детям смартфоны и планшеты до определенного возраста. Да и потом жестко ограничивают пользование ими. Так, к примеру, поступал со своими детьми Стив Джобс – основатель компьютерной империи Apple. То же самое делает и создатель сервисов Blogger и Twitter Эван Уильямс, двоим сыновьям которого разрешено пользоваться смартфоном и планшетом не больше часа в сутки. И это правильно. Автомобиль и самолет созданы для того, чтобы как можно скорее и с наибольшими удобствами доставить нас в любую точку планеты. Но никто в здравом уме не сажает за руль или штурвал ребенка.
В заключение приведем отрывок из письма знаменитого писателя-интеллектуала Умберто Эко своему внуку. «…твой мозг может прослужить тебе до 90 лет, и в девяносто лет, если ты будешь его упражнять, ты будешь помнить больше, чем помнишь сейчас. <…> Наступит день, и ты состаришься, но ты будешь чувствовать, что прожил тысячу жизней, как если бы ты участвовал в битве при Ватерлоо, присутствовал при убийстве Юлия Цезаря, побывал в том месте, где Бертольд Шварц, смешивая в ступке различные вещества в попытке получить золото, случайно изобрел порох и взлетел на воздух (и так ему и надо!). А другие твои друзья, не стремящиеся обогатить свою память, проживут только одну собственную жизнь, монотонную и лишенную больших эмоций».
И этим, пожалуй, все сказано.
Аким Бухтатов

Комментариев нет:

Отправить комментарий