Медийные ресурсы, принадлежащие т.н. клану финансистов США, интересы которых представляет демократка Хиллари Клинтон, продолжают интенсивный информационный обстрел позиций её конкурента на президентских выборах — республиканца Дональда Трампа.
Обозреватель влиятельного международного издания Financial Times Гидеон Рахман в своей колонке призывает избирателей хорошо подумать, прежде чем отдать свои голоса за оппонента г-жи Клинтон. Поскольку, если победит Трамп, который в своих предвыборных выступлениях декларирует отказ США от роли «глобального полицейского», то образовавшийся вакуум займут Россия и Китай.
Автор материала напоминает, что кандидат от республиканцев выступает за отказ от мессианской роли Америки, сводящейся к лидерству и ведущей роли в качестве «оплота мира и демократии» в международной политике. Он, в частности, обращает внимание на то, что Трамп покушается на «священные» институции, обеспечивающие гегемонию США — Евросоюз и НАТО. Гидеон Рахман пишет о том, что Трамп планирует разрушить эти столпы. Поскольку он не поддерживает целостность ЕС, приветствуя выход Великобритании из ЕС, а также не против роспуска альянса (дескать, Европе не стоит всё время рассчитывать на США, а надо самой позаботиться о своей безопасности).
Характерно, что самым тяжким преступлением, которое «инкриминирует» кандидату-республиканцу FT, это комплиментарные отзывы Трампа о российском президентеВладимире Путине. Декларируемое им стремление к конструктивному диалогу с Россией дополняет нарисованный изданием образ претендента-карбонария, неумолимо приближающегося к Белому дому. Не по душе колумнисту и предлагаемая Трампом смена внешнеполитического вектора США на азиатском контуре в треугольнике «Китай-Япония-Южная Корея».
«Приоритеты Трампа могут показаться здравыми идеями для многих жителей США, считающих, что защита рабочих мест для американцев перед лицом конкуренции со стороны Китая важнее защиты Японии и Южной Кореи от потенциального нападения. В реальности же обещанная Трампом дипломатическая революция в Азии чревата опасными последствиями, которые будут ощущаться и в Америке», — добавляет мрачных красок в нарисованную картину г-н Рахман.
Напомним, согласно соцопросам претендент на пост президента США от Демократической партии экс-госсекретарь Хиллари Клинтон опережает по популярности республиканца Дональда Трампа примерно на 3% (преимущество на уровне статистической погрешности). О своей поддержке выдвиженца транснационального клана финансистов-интервенционалистов уже заявили такие одиозные фигуры в мире спекулятивного капитала как миллиардер Джордж Сорос и один из богатейших людей планеты — инвестиционный банкир Уоррен Баффетт.
В свою очередь, Дональд Трамп больше опирается на национально ориентированные элиты, которые в условиях нарастания кризисных явлений в мировой экономике и геополитике призывают делать ставку на «хорошо забытый» изоляционизм, а также советует адекватно оценивать возможности США по части выполнения функции мирового гегемона.
По мнению экономиста Михаила Хазина, смена внешнеполитической и экономической парадигмы в политике США в случае прихода к власти Дональда Трампа более чем вероятна.
— Ещё пару лет назад это казалось нереальным, но мы описали этот сценарий ещё в 2003 году в своей книге «Закат империи доллара и конец «Pax Americana» (в соавторстве сАндреем Кобяковым — прим. ред.). Сегодня у США больше нет ресурсов для того, чтобы осуществлять мировое доминирование. В такой ситуации единственный способ сохранить порядок в мире (хотя бы минимальный) — создание системы региональных лидеров. И на этот статус претендуют не только Россия и Китай. Например, есть ещё Индия, Германия, Великобритания, Бразилия.
«СП»: — Насчёт тезиса о нехватке ресурсов. По итогам 2015 года экономика США всё-таки увеличилась на 2,4%, хотя это, понятно, «закредитованный» рост с учётом астрономического госдолга в $ 18 с лишним трлн.
— Долг здесь не причем, он интересен только с точки зрения его обслуживания, что США вполне по силам. Проблема в том, что они больше не могут его наращивать. А старые механизмы стимулирования экономики уже не работают. Объём частного спроса превышает доходы на треть, и компенсировать это сейчас невозможно. Средняя зарплата в США находится на уровне 1958 года. То есть, рядовые американцы живут за счёт кредитов, которые финансисты им пока предоставляют, но ФРС уже свернула программу количественного смягчения. В целом, перспективы не самые радужные — США стоят на грани довольно сильного спада. В этой ситуации «не до жиру», в смысле не до контроля над миром, нужно спасать свою экономику.
«СП»: — К каким изменениям в российской элите это может привести?
— Понятно, что нынешняя экономическая элита России — это злейший враг Трампа. По этой причине он будет крайне жёстко к ней относиться.
«СП»: — С учётом того, что у нас доминируют либералы, это можно воспринимать как благо?
— В принципе, да. Но могут возникнуть проблемы, поскольку дальше нужно будет менять экономическую модель, а это, согласитесь, непростая задача.
В США многие разделяют взгляды Дональда Трампа, отмечает ведущий научный сотрудник ИСКРАН Владимир Батюк.
— Его победа на республиканских праймериз — лучшее тому подтверждение. Трамп сумел повести за собой не только 100% республиканцев, но и колеблющихся. То есть, тех, кто ещё не определился со своими политическими взглядами. Весьма показательно, что избиратели поддержали именно Трампа, а не представителя республиканского истеблишмента. Допустим, Джеба Буша или Марка Рубио. Нет, провинциальная Америка, как оказалось, разделяет взгляды экстравагантного миллиардера.
Просто взять и отмахнуться от этого факта не получится. С изменением умонастроений среди американцев победителю президентской гонки придётся считаться. Даже если им окажется Хиллари Клинтон, она будет вынуждена модифицировать свою нынешнюю программу. Конечно, любое сравнение хромает. Но это напоминает настроения евроскептицизма среди граждан стран ЕС. Причем постепенно эти настроения начинают всё больше отражаться на политике, которую проводят национальные элиты.
«СП»: — Возможна ли полная инверсия имперского внешнеполитического курса США, какие силы подталкивают этот процесс?
— На самом деле, серьёзные сдвиги начались в период президентства Барака Обамы.
«СП»: — Поясните, о чём идёт речь. Поскольку его политика интервенционализма (Украина, Ливия, Ближний Восток) ставит под сомнение этот тезис.
— Обама отчасти пересмотрел взгляды своего республиканского предшественника. В своё время Джордж Буш-младший полагал, что Америка может без союзников решать свои задачи в мире с помощью морской пехоты и высокоточного оружия. Действующий президент предпочитает опираться на своих партнёров (в этой связи можно вспомнить операцию по свержению Муаммара Каддафи в Ливии). А в некоторых регионах он и вовсе ограничил присутствие США — в Латинской Америке, Африке.
Поэтому будет неудивительно, если его преемник не просто продолжит, но и будет развивать эту тенденцию. Применительно к России новый хозяин Белого дома согласится с тем, что постсоветское пространство — сфера влияния и интересов Москвы.
«СП»: — Что это будет означать практически? Американцы откажутся от майданного проекта и уйдут с Украины или, скажем, не будут препятствовать евразийской интеграции?
— Видимо, именно это и будет происходить. Точно так же Вашингтон признает право Китая на роль региональной державы в Азии. Пока рано говорить о том, что США готовы отказаться от своего финансового доминирования. Но есть факты, которые свидетельствуют о том, что ситуация развивается именно в этом направлении. В частности, китайский юань недавно стал одной из резервных валют МВФ. Это серьёзная заявка на то, чтобы постепенно подорвать контроль Запада над финансовой и валютной сферами.
Во время президентских кампаний в США все кандидаты позиционируют себя как изоляционисты, считает сотрудник Центра экономических исследований ИГСО Даниил Григорьев.
— Но как только они побеждают на выборах, их взгляды на внешнюю политику претерпевают кардинальные изменения. Другое дело, что сейчас сложилась особая ситуация. США не до конца преодолели последствия мирового экономического кризиса, который начался в 2007—2008 гг. Небольшой формальный рост ВВП страны не отразился положительно на доходах средних слоёв населения. Многочисленные критики отмечают, что восстановление, которое произошло при Обаме, было в пользу богатых слоев населения (это максимум 10% от его общей численности).
«СП»: — Призывая «вернуть былое величие Америки», Трамп подразумевает внешнюю политику или повышение уровня жизни представителей среднего класса?
— Логическим продолжением общественного движения «Захвати Уолл-стрит» выступает, скорее, политическая кампания «социалиста» Берни Сандерса. Трамп, несмотря на заявления о том, что ему не по душе засилье бюрократии и давление на мелкий и средний бизнес, сам, как известно, миллиардер. То есть, в экономическом смысле он представляет правящий класс.
Поэтому он вполне логично выступает за уменьшение роли государства в экономике, снижение налогов для корпоративного сектора. Кстати говоря, впервые лозунг «вернём Америке былое величие» использовал в своей предвыборной кампании Рональд Рейган. В начале 1980 гг. финансовая и экономическая мощь США начали ослабевать. Именно этот президент экспериментировал с сокращением налогов и запустил процесс экспоненциального роста госдолга.
Повторюсь, Трамп представляет интересы корпоративной Америки, хотя он и апеллирует к массам. А современная природа экономики в условиях глобализации такова, что крупные корпорации имеют транснациональный характер. На практике в Штатах находятся управляющие (юридические и финансовые) центры этих транснациональных производственных цепочек. Принцип такой — в США ТНК сосредотачивают производства с наибольшей добавленной стоимостью, а участки с наименьшей добавленной стоимостью выносят в страны Азии, Латинской Америки или Африки. Не думаю, что Трамп хочет и готов «загнать» все мощности обратно. Потому что в этом случае ему пришлось бы объявить войну корпоративной Америке.
Комментариев нет:
Отправить комментарий